ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Автор опыта: Григорьева Елена Владимировна - музыкальный руководитель
Развитие и формирование основ музыкальной культуры ребенка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Хотим мы этого или не хотим, но они слушают современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду. Её шаманские ритмы, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.Палитра же классической музыки богата и разнообразна своими красками. Слушая её, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. Поэтому проблема музыкальной культуры актуальна и соответствует потребностям общества.Доктор педагогических наук, музыковед О.П. Радынова подчеркивает, что музыкальной культурой дошкольника является эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. А способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности – т.е. способность переживать музыкальное произведение, его образное содержание с помощью слова, движения, дидактического материала.Таким образом, целью моей работы является создание педагогических условий для формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки.Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:• расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;• вызвать и поддерживать интерес к музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, движениях).Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего использование классических произведений во всех видах музыкальной деятельности, включая ещё один вид деятельности художественно-эстетического развития – ИЗО.Наиболее эффективной и целесообразной формой моей работы была организация долгосрочного проекта «Классическая музыка в детском саду», проводимого в течение учебного года в 3 этапа. (Приложение 1)Свою работу я начала с мониторинга по выявлению у детей старшего дошкольного возраста наличия интереса к музыкальному искусству, т.к. успех деятельности педагога зависит от учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. (Приложение 2)В течение года в ходе проведения музыкальных занятий, вечеров развлечений велись беседы о прослушанных музыкальных классических произведениях, о композиторах. (Приложение 3,15,20,22) Происходило естественное развитие речи, способность ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.Также работа осуществлялась через проведение интегрированных и тематических занятий с целью воплощения детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой («Танец невылупившихся птенцов» М.П.Мусоргский, «Волшебные сказки Эдварда Грига»). К рисованию приступали, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. (Приложение 11,12,16)Для формирования знания о средствах музыкальной выразительности использую музыкально-дидактические игры. (Приложение 23) Например, «Вальс или Полька». Дети, прослушав музыкальный фрагмент произведения, должны вообразить какие движения можно выполнить под эту музыку, вспомнить название произведения (желательно и композитора) и в итоге показать соответствующую карточку с изображением танцующих.Ознакомившись с программой О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», стараюсь применять в работе предлагаемый ею метод цветового уподобления для закрепления представлений о характере музыки («Наряди новую куклу»), выявлении реакции на смену настроений, выражая это с помощью мимики и движения (например, «Облачко настроения», «Море»). (Приложение 24)Шагая в ногу с современными информационными технологиями, мною была создана увлекательная музыкальная интерактивная игра «Узнай музыкальное произведение П.И. Чайковского», которая позволяет ребёнку закреплять полученные знания и весело проводить время вместе с родителями, увлекая их в музыкально-сказочный мир. (Приложение 7)Данная деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов в одну совместную творческую продуктивную деятельность. Вместе с детьми и взрослые повышали свой уровень музыкальной культуры, помогали готовиться и участвовать в праздниках и развлечениях («Вечер классической музыки», «Музыкальные знатоки»). Были активными слушателями музыкальной гостиной на тему «Детям о Глинке». Такие встречи обогатили музыкальные впечатления и расширили кругозор родителей, а также убедили в пользе формирования музыкальной культуры у детей. (Приложение 10,13,22)В процессе работы проводила консультации, давала рекомендации, советы на темы: «Семейные вечера любителей музыки», «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка», «Классическая музыка для дошкольника», «Музыкальная аптека» и другие. (Приложение 8,14,19,21)Такие мероприятия способствуют и помогают в формировании музыкальной культуры и детей, и их родителей. Дома многие все вместе слушали классику и смотрели музыкальные сказки.Для повышения уровня музыкальных знаний у педагогического состава нашего ДОУ в этом направлении мною были проведены беседы и консультации о влияние классической музыки на нравственное воспитание детей, о воспитании патриотических чувств через восприятие музыкальных произведений классиков. (Приложение 6,17) Совместными усилиями готовились к проведению мероприятий. Рекомендовала видеопросмотры вместе с детьми музыкальных сказок-мультфильмов в свободное время («Сказка о Царе Салтане», «Щелкунчик»).Сотрудничая в тесном контакте с Детской школой искусств, в течение года наш детский сад посещали с концертами ученики и педагоги музыкального отделения. А также и мы вместе со старшими дошкольниками ходили на экскурсию в ДШИ. В результате таких встреч дети с большим вниманием и интересом слушали музыкальные произведения классиков в исполнении юных музыкантов. Знакомились с разнообразием музыкальных инструментов, их звучанием, у детей развивался тембровый слух, у многих возникло желание продолжить обучение в музыкальной школе. (Приложение 4,9,18)Вся проводимая работа способствовала тому, что старшие дошкольники научились:o раскрывать художественное содержание произведения,o выражать свои чувства в рисунках,o составлять небольшие рассказы о прослушанном произведении,o слушать музыку, чувствовать её и сопереживать,o создавать танцевальные композиции;o находить яркие тембровые краски.Дети стали больше интересоваться музыкальными произведениями классиков, различать музыкальные жанры, форму музыкальных произведений, показали знания различных музыкальных инструментов, а также научились выражать музыку в рисунке, движении, речи.(Приложение 26)Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы, что в процессе восприятия классической музыки основы музыкальной культуры у старших дошкольников формируются успешнее при создании педагогических условий (проект), где возможна интеграция разных видов деятельности (музыка, рисование, речь) с учетом возрастных особенностей детей.Положительным результатом своего опыта считаю желание детей продолжать в дальнейшем музыкальное образование. По окончании детского сада, многие ребята поступают в музыкальную школу и вместе со своими педагогами приходят к нам в детский сад выступать перед младшими детьми и сотрудниками ДОУ.