? Детский сад "Светлячок" п.ЛЮБОХНА - КОНКУРС "Воспитатель года России - 2020"
 
Четверг
19.12.2024
00:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Светлячок" п.Любохна
Главная Регистрация Вход
КОНКУРС "Воспитатель года России - 2020" »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Автор опыта:  Григорьева Елена Владимировна - музыкальный руководитель 

    Развитие и формирование основ музыкальной культуры ребенка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.  
     Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Хотим мы этого или не хотим, но они слушают современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду. Её шаманские ритмы, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.
    Палитра же классической музыки богата и разнообразна своими красками. Слушая её, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. Поэтому проблема  музыкальной культуры  актуальна и соответствует потребностям общества.
   Доктор педагогических наук, музыковед О.П. Радынова подчеркивает, что музыкальной культурой дошкольника является эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. А способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности – т.е. способность переживать музыкальное произведение, его образное содержание с помощью слова, движения, дидактического материала.  
     Таким образом, целью моей работы является создание педагогических условий для формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки.
       Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
расширять  знания  детей  о  музыке,  накапливая  опыт  восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
вызвать  и  поддерживать  интерес  к  музыке, проявления эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные способности, воспитывать  эстетические чувства;
побуждать  детей  выражать  свои  музыкальные  впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, движениях).
      Новизна работы заключается  в  интеграции  педагогического  процесса, предполагающего использование классических произведений во всех видах музыкальной деятельности, включая ещё один вид деятельности художественно-эстетического развития – ИЗО.
     Наиболее эффективной и целесообразной формой моей работы была организация долгосрочного  проекта «Классическая музыка в детском саду», проводимого в течение учебного года в 3 этапа. (Приложение 1)
      Свою работу я начала с мониторинга по выявлению у детей старшего дошкольного возраста наличия интереса к музыкальному искусству, т.к. успех деятельности педагога зависит от учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. (Приложение 2) 
   В течение года в ходе проведения музыкальных занятий, вечеров развлечений велись беседы о прослушанных музыкальных классических произведениях, о композиторах. (Приложение 3,15,20,22) Происходило естественное развитие речи, способность ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения. 
    Также работа осуществлялась  через  проведение  интегрированных и тематических занятий с целью воплощения  детьми  в  рисунках  своих  музыкальных  впечатлений,  переживаний, связанных  с  прослушанной  музыкой («Танец невылупившихся птенцов» М.П.Мусоргский, «Волшебные сказки Эдварда Грига»).  К  рисованию  приступали,  когда дети хорошо познакомились  с  музыкальным  произведением,  прочувствовали  его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. (Приложение 11,12,16)
     Для формирования знания о средствах музыкальной выразительности  использую музыкально-дидактические игры. (Приложение 23) Например, «Вальс или Полька». Дети, прослушав музыкальный фрагмент произведения, должны вообразить какие движения можно выполнить под эту музыку, вспомнить название произведения (желательно и композитора) и в итоге показать соответствующую карточку с изображением танцующих. 
   Ознакомившись с программой О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», стараюсь применять в работе предлагаемый ею метод цветового уподобления для закрепления представлений о характере музыки («Наряди новую куклу»), выявлении реакции на смену настроений, выражая это с помощью мимики и движения (например, «Облачко настроения», «Море»).  (Приложение 24) 
    Шагая в ногу с современными информационными технологиями, мною была создана увлекательная музыкальная интерактивная игра «Узнай музыкальное произведение П.И. Чайковского», которая позволяет ребёнку закреплять полученные знания и весело проводить время вместе с родителями, увлекая их в музыкально-сказочный мир. (Приложение 7)
      Данная деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов в одну совместную творческую продуктивную деятельность. Вместе с детьми и взрослые повышали свой уровень музыкальной культуры, помогали готовиться и участвовать в праздниках и развлечениях («Вечер классической музыки», «Музыкальные знатоки»). Были активными слушателями музыкальной гостиной на тему «Детям о Глинке». Такие встречи обогатили музыкальные впечатления и расширили кругозор родителей, а также убедили в пользе формирования музыкальной культуры у детей. (Приложение 10,13,22)
    В процессе работы проводила консультации, давала рекомендации, советы на темы: «Семейные вечера любителей музыки», «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка», «Классическая музыка для дошкольника», «Музыкальная аптека» и другие. (Приложение 8,14,19,21)
    Такие мероприятия способствуют и помогают в формировании музыкальной культуры  и детей, и их родителей. Дома многие все вместе слушали классику и смотрели музыкальные сказки.  
   Для повышения уровня музыкальных знаний у педагогического состава нашего ДОУ в этом направлении мною были проведены беседы и консультации о влияние классической музыки на нравственное воспитание детей, о воспитании патриотических чувств через восприятие музыкальных произведений классиков.  (Приложение 6,17) Совместными усилиями готовились к проведению мероприятий. Рекомендовала видеопросмотры вместе с детьми музыкальных сказок-мультфильмов в свободное время («Сказка о Царе Салтане», «Щелкунчик»). 
      Сотрудничая в тесном контакте с Детской школой искусств, в течение года наш детский сад посещали с концертами ученики и педагоги музыкального отделения. А также и мы вместе со старшими дошкольниками ходили на экскурсию в ДШИ. В результате таких встреч дети с большим вниманием и интересом слушали музыкальные произведения классиков в исполнении юных музыкантов. Знакомились с разнообразием музыкальных инструментов, их звучанием, у детей развивался тембровый слух, у многих возникло желание продолжить обучение в музыкальной школе.  (Приложение 4,9,18)
      Вся проводимая работа способствовала тому, что старшие дошкольники научились:
o раскрывать художественное содержание произведения, 
o выражать свои чувства в рисунках, 
o составлять небольшие рассказы о прослушанном произведении, 
o слушать музыку, чувствовать её и сопереживать, 
o создавать танцевальные композиции; 
o находить яркие тембровые краски.  
   Дети стали больше интересоваться музыкальными произведениями классиков, различать музыкальные жанры, форму музыкальных произведений, показали знания различных музыкальных инструментов, а также научились выражать музыку в рисунке, движении, речи.(Приложение 26)
      Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы, что в процессе восприятия классической музыки основы музыкальной культуры у старших дошкольников формируются успешнее при создании педагогических условий (проект), где возможна интеграция разных видов деятельности (музыка, рисование, речь) с учетом возрастных особенностей детей.
     Положительным результатом своего опыта считаю желание детей продолжать в дальнейшем музыкальное образование. По окончании детского сада, многие ребята поступают в музыкальную школу и вместе со своими педагогами приходят к нам в детский сад выступать перед младшими детьми и сотрудниками ДОУ. 
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031