Музыкальный праздничный концерт учащихся ДШИ для старших дошкольников
Вечер старинной музыки
Музыкальный руководитель: Григорьева Е.В.
Цель: Знакомить детей с музыкой разных зарубежных композиторов-классиков.
Задачи: Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра. Воспитывать интерес к звучанию различных инструментов.
Приглашены педагоги и учащиеся школы искусств
Материалы: На центральной стене изображены часть дворца и танцующие пары в старинной одежде (использование видео техники).
ХОД:
Под музыку «Полонеза» дети входят в зал
парами.
Музыкальный
руководитель: Дети, мы с вами уже знакомились со
старинной музыкой. Слушали и танцевали некоторые старинные танцы: полонезы,
кадрили, польки. Эти танцы широко распространены в разных странах. В России,
кроме этих танцев был па-де-казак - русская пляска. Сегодня мне хотелось бы ещё
раз поговорить об этой музыке и вместе с вами побывать в далёком прошлом, на
балу в одном старинном дворце. Ну что, вы согласны?
(Ответы детей.)
Тогда, давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Время, время
поверни, в прошлое нас унеси».
Крутит стрелки старинных часов. Звучит
«РОМАНС» в исполнении учащихся школы искусств. По окончании входит Фея танца.
Дети, слышите эту музыку, она зовет нас в сказочный дворец, где ждет нас
хозяйка дворца - Графиня Вальсита.
Графиня
Вальсита: Дорогие гости, я рада видеть вас в моём дворце
на празднике музыки и танцев. Перед тем, как начать наш бал, я хочу напомнить:
все, кто приходил на бал, здоровались сначала с хозяйкой (поклон головы, не
ближе 3-х шагов от хозяйки, показ на примере). Затем здоровались со всеми
присутствующими. Дамы могли не вставать с места и делали поклон сидя. На танец
приглашали кавалеры (ладонь приподнята, рука чуть согнута в локте).
Итак, бал открывал первый танец полонез. Этот польский танец произошел от
массовых народных прогулок. Этим танцем открывались все народные празднества, а
позднее он был принят обществом и на городских балах. В полонезе кавалер
ведущей пары изобретал различные танцевальные движения и за ним повторяли все
остальные. В России этот танец назывался «Ходячий разговор», т. е. во время
танца можно было разговаривать, беседовать. На семейных вечерах полонез мог
исполняться под пение куплетов, которые сочинялись кем-то из круга семьи или
друзей. Эти куплеты печатались и раздавались всем присутствующим.
Здесь веселье соединяет
Юность, резвость, красоту.
Старость хладная вкушает
Прежних лет свою мечту.
Для хозяйки дома милой
Нет препятствий, нет труда.
Пусть ворчит старик унылый,
Веселиться не беда.
Часто на моих балах звучала просто музыка, галантные кавалеры усаживали
своих дам, и придворные музыканты исполняли какие-то музыкальные произведения.
Это могли быть вальсы, польки, экосезы ит. д.
Давайте послушаем в исполнении наших гостей из школы искусств музыкальное
произведение, которое называется «Полонез» Огинского.
Выступление учащегося школы.
Следующим распространенным танцем была «Кадриль». Этот танец пришел к нам
из Парижа. Он состоит из пяти фигур. Здесь один кавалер мог танцевать с
несколькими дамами сразу. Постепенно кадриль видоизменялась, и её могли
танцевать в две шеренги, а у нас в России и по кругу. Сейчас я приглашаю послушать
весёлую кадриль в исполнении наших гостей.
Выступление
учащегося школы.
Когда-то очень давно любили танцевать старинный танец «Менуэт». Многие
композиторы писали специальную музыку менуэта для балов. Сейчас мы послушаем в
исполнении нашего трио один старинный менуэт.
Выступление учащегося школы. Звучит
«Менуэт» Ф. Шуберта.
Медленный танец сменялся веселой музыкой или веселым танцем. Одним из таких
веселых, блестящих танцев была мазурка или полька. Мазурка - это польский
танец. У нас в России его очень любили и с блеском танцевали на балах. Л.Н.
Толстой в своём романе «Война и мир» превосходно описывает исполнение Мазурки
Денисовым и Наташей Ростовой.
«Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале все дрожали,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
Теперь не то и мы как дамы
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы,
Прыжки, каблуки и усы
Всё те же, их не изменила
Лихая мода, как тиран
Недуг новейших россиян».
Наши гости, учащиеся музыкального отделения школы искусств, исполнят несколько старинных танцев.
Звучит «Мазурка», «Полька» Чайковского.
На нашем балу звучит полька. Этот танец к нам пришел из Чехии. Он
приобретает огромную известность по всей Европе. Хотя в России полька не имела
успеха на балу, все же её любили и часто исполняли в мелких чиновничьих кругах.
Итак, я приглашаю всех любителей польки на танец.
Дети исполняют «Польку» Глинки.
Конечно же, самым распространенным и любимым танцем был вальс. Пришёл он к
нам из Австрии и южной Германии. Легкий, оживлённый, плавный в кружении он
вносил свежесть в аристократические салоны. Это был самый модный танец. Он
быстро распространялся по всей Европе. Величайшие композиторы: Моцарт, Шопен,
Глинка, Чайковский широко вводят мелодии вальса в свои произведения (оперы,
балеты, фортепианные произведения). Особенно много вальсов написал Штраус.
В исполнении учащейся школы искусств
звучит «Вальс» Штрауса.
Детский оркестр играет «Вальс» Леви.
Желая музыки увидеть,
Её прекрасные черты,
Пусть в чудном вальсе закружатся
И я, и ты, и мы, и вы.
Музыкальный руководитель: Дети, давайте поблагодарим нашу госпожу за
интересное путешествие в мир старинной музыки и вернёмся в наше время.
Дети прощаются, Вальсита уходит.
Вот мы и побывали на старинном балу, ещё раз послушали музыку старых
времен. Дети, понравилось вам наше путешествие?
Ответы детей.
На этом наш праздник закончен.