Тематическое
НОД с презентацией
«Норвежский композитор-сказочник- Эдвард Григ»
Музыкальный руководитель: Григорьева Елена Владимировна
Цель: познакомить учащихся с новым композитором Э. Григом, с его музыкальными произведениями: «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля», получить знания об этих музыкальных произведениях; с новыми духовыми музыкальными инструментами: гобой и флейта.
Дети
проходят в зал под музыку Э.Грига, садятся.
Слайд 2
Сегодня я расскажу вам о великом норвежском
композиторе, которого зовут Эдвард Григ.
Он родился в далёкой северной стране – Норвегия.
3–9 – Слайды о природе
Норвегии
Там суровый, холодный,
но необыкновенно красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в
ярко-зеленый наряд (3), а зимой – в сверкающий белый (4). По крутым склонам
текут водопады (5) и шумят горные реки (6). Есть морские заливы (7). На их
берегах приютились живописные рыбацкие деревеньки. Северное небо отражается в
синих озерах (8). Здесь, в Норвегии, очень-очень давно, когда нас с вами ещё не
было не свете, в городе, который называется Берген (9), летом родился мальчик и
его назвали Эдвард, а фамилия – Григ. Он был 4 ребенком в большой музыкальной
семье.
Слайд 10
Дом Григов всегда был
полон музыки. Его мама была лучшей пианисткой в городе, т.е. очень хорошо умела
играть на пианино. Она обучала Эдварда музыке, и заметила, что её сын, Григ, очень
умный, сообразительный и трудолюбивый мальчик. Он учился играть на пианино и
сам сочинять небольшие музыкальные произведения.
Слайд 11
Когда Григ подрос, он стал
учиться в таком музыкальном учреждении, которое называется – консерватория.
Григ готовился стать музыкантом и композитором. Эдвард Григ занимался день и
ночь на музыкальном инструменте – пианино.
Слайд 12
Ребята, а подумайте
внимательно и скажите, как называют человека, который играет на пианино? (пианист)
Слайд 13
Пока Эдвард Григ учился
в консерватории, он там познакомился со знаменитым русским композитором,
которого мы с вами уже хорошо знаем – Петром Ильичом Чайковским. Григу очень
понравились музыкальные произведения Чайковского. Он сам исполнял их на
пианино.
Слайд 14
Ещё в годы учёбы Эдвард
Григ познакомился со сказочником и поэтом Гансом Христианом Андерсенем.
Назовите сказки
Г.Х.Андерсена
«Гадкий
утенок», «Дюймовочка», «Снежная королева» и др.
А когда Григ вырос и
закончил консерваторию он стал настоящим композитором и хорошим пианистом.
Слайд 15
Эдвард Григ сочинял
много разных музыкальных произведений. Сейчас мы с вами прослушаем музыкальное
произведение Эдварда Грига, которое называется «Утро»
Слайд 16
В этом музыкальном
произведении звучат такие музыкальные инструменты – флейта и гобой. Мы ещё не
знаем таких. Посмотрите, как они выглядят…
Эти музыкальные инструменты играют основную мелодию в этом музыкальном
произведении и перекликаются между собой.
Слайд 17
Сначала
флейта-дудочка
Была
из тростника.
Она
из древней Греции
Пришла
через века.
Красивые
мелодии
Она
умеет петь,
Изобразить
сражение
И
просто посвистеть.
Н.Я.Соломыкина
Задумчивый,
мечтательный гобой.
На
нем сыграет не любой…
Н.П. Бобкова
Звучит
фрагмент пьесы «Шествие гномов»
Ребята, а это
музыкальное произведение называется «Шествие гномов»
Слайд 18
Дети
встают в круг. Проводится игра со словом «Гномы» Лопухиной.
Жил
да был веселый гном, – поставить руки на
бочок
Он
в лесу построил дом. – поднять и
соединить руки над головой
Рядом
жил поменьше гномик, – опустить руки
немного пониже
Под
кустом он сделал домик. – соединить руки
перед собой на уровне груди
Самый
маленький гномишка – присесть, показать
руками около пола
Под
грибом сложил домишко. – соединить
«домиком» пальцы рук
Старый
мудрый гном – гномище, – выпрямиться,
расставить ноги
Выстроил
большой домище. – соединить руки над
головой
Был
он стар и был он сед, – покачаться
вправо-влево, поставив руки на пояс
И
большой был домосед.
Каждый
день соседи-гномы – шагать на месте
Навещали
деда-гнома.
Их
встречал радушно гном, – поклоны
вправо-влево, раскрыв руки в стороны
Все
любили этот дом. – хлопки в ладоши.
Гномы – это сказочные
человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Даже под марш они
шагают гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.
Слайд 19
Звучит
отрывок к пьесе «В пещере горного короля»:
Зловещие
звуки звучат тут и там,
И карлик
коварный является нам:
«На
службе у горного я короля,
Пугать
всех людей – вот задача моя!
Скачу
по камням и крадусь в тишине,
Да,
очень силен я в своем колдовстве!»
А
это музыкальное произведение называется «В пещере горного короля».
Сначала мы будто слышим
издалека приближающиеся к нам шаги. Пляска начинается тихо, ровно, но вот
словно зловещий вихрь врывается в пещеру и шествие начинает напоминать бешеный
хоровод. А в самом конце раздается громкий удар колокола, и все сказочные
существа улетают прочь.
Пьеса имеет сказочный
характер, темный подкрадывающейся характер. Музыка рисует дикую пляску
сказочных существ.
Издавна норвежский
народ придумывал фантастических существ, которые жили в лесах, пещерах, горах.
Они были добрыми и злыми: гномами, троллями, великанами, эльфами. Люди страны
Норвегия придумали множество прекрасных сказок и легенд об этих существах.
Слайд 20
– портрет Э. Грига
Игра
«Музыкальная угадай-ка». Разделитесь на 3 группы.
Я раздам вам карточки.
Прослушав музыкальное произведение, поднимите подходящую к этой пьесе карточку.
Вы отлично справились с
заданиями. Вот и закончилось наше знакомство с норвежским композитором Эдвардом
Григом и его интересными сказочными музыкальными произведениями.
До свидания, до новых встреч с музыкой.