Растём, развиваемся, творим.
Цель:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Дошкольное
детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей
потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя
любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды
деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и
знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей
творчества. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление
более взрослых детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в
самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей,
делает еѐ ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества
взрослого. Ребѐнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.
Ребѐнком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает у
него положительные эмоции.
Понаблюдайте за собой: сколько раз за день вы
улыбнулись ребенку, похвалили его, обратили внимание на красоту окружающей
жизни, красоту отношений между людьми. Уделите своему ребѐнку немного
свободного времени, творя вместе с ним. Находясь вместе, оцените эти
необыкновенные минуты, когда можно посмотреть в глаза друг другу, помечтать,
что-то сочинить, помочь малышу поверить в себя, в свои силы, проявить
творчество.
Как
любое творчество, рисование способно не только раскрыть внутренний мир ребенка,
но и повлиять на него. Он фактически рассказывает в рисунке о себе, о том, что
его вол н у е т , радует, огорчает. Нужно сохранить у ребѐнка желание общаться
с взрослыми через рисунок. Это начало более длительного, регулярного,
содержательного общения и взаимопонимания. Но бывает, что ребѐнок не проявляет
желание рисовать, более того категорически отказывается заниматься этой
деятельностью.
Если: ребенок отказывается рисовать... В таком
случае родителям стоит насторожиться, а не оправдывать его отказы свободой
выбора: «Дескать, не надо давить, пусть делает то; что ему нравится». В
дошкольном возрасте детям, как правило, нравится то, что дается легко. А то, с
чем у них трудности, кажется скучным и вызывает стойкий отказ. Позволите
ребенку идти по пути наименьшего сопротивления, трудности так и не будут
преодолены, что в дальнейшем отразится как на обучении, так и на формировании
личности.
Чаще
всего дети отказываются рисовать по следующим причинам:
1. НЕДОРАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Руки не
слушаются, не получается правильно держать карандаш — короче, никакого
удовольствия, одна: морока с этим рисованием. Без «адресной» помощи, то есть
развития моторики, трудности будут только увеличиваться. В начальных классах,
когда учителя обращают повышенное внимание на почерк, письменные задания станут
для ребенка источником постоянного стресса. И учение, соответственно
превратится в мучение, поэтому развитием мелкой моторики следует заниматься
загодя, благо в последние годы появилось множество методических пособий,
занимательных прописей, раскрасок и прочих материалов для данной работы.
2.
БЕДНОСТЬ ФАНТАЗИИ. Это тесно связано и с ростом задержек психического развития,
и с тем, насколько ребенок успел за свою недолгую жизнь пристраститься к
телевизору и компьютеру. Психологи в нашей стране давно заговорили о том, что
дети, не смотрящие телевизор и, тем более, не играющие в компьютерные игры,
развиваются лучше. Ещѐ в середине 90-х, это казалось спорным. «Как же так? Ведь
ребѐнок, наоборот, обогащает свою фантазию множеством образов и сюжетов, да и
игры бывают разные, рассуждали оппоненты. Есть же не только «стрелялки», но и
развивающие...» Однако теперь споры, похоже, поутихли. Слишком уж явные плоды
такого «развития». Но даже если, ребенок смотрит в большом количестве не
западные, а наши, хорошие и добрые мультики, это отрицательно влияет на
развитие его творческой фантазии. В памяти всплывают готовые зрительные образы,
заслоняя собой те картины, которые могли бы возникнуть в детском воображении.
Если это происходит часто (а мультяшные образы — красочные, эмоционально
заряженные, быстро запоминающиеся), то мышление ребенка становится
заштампованным. Какой уж тут простор для фантазии? Для простора нужно
освободить место: поменьше смотреть телевизор, побольше подпитывать ребенка
яркими, живыми впечатлениями, пробуждать у него интерес к чтению, к
сочинительству сказок, разнообразить ролевые игры. Ребенку порой нужен совсем
небольшой толчок, чтобы фантазия забила ключом.
З.
НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, БОЯЗНЬ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ. Дети нередко получают
эмоциональную травму, не справившись с каким-то заданием или почувствовав
неодобрение. Осознать свои переживания и тем более, внятно рассказать о них они
еще не в состоянии, так что родители зачастую не подозревают о происшедшем. Но
зато у ребенка появляется стойкая неприязнь к тому виду деятельности, в котором
он потерпел фиаско. Боясь совершить ошибку, он отказывается повторять неудачный
опыт. И тут все зависит от взрослого. От его такта, терпения и настойчивости.
Ободряя ребенка, помогая ему (а на первых порах, и выполняя за него большую
часть работы), взрослый может вывести малыша из угнетенного состояния. А может
— если будет раздражаться, стыдить и сравнивать его с более успешными детьми —
усугубить чувство неполноценности. Хорошими помощниками в формировании навыков
рисования могут стать нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники рисования
позволяет создавать прекрасные образы, учат быть сосредоточенным и внимательным
и – самое главное – развивают желание СОЗДАВАТЬ! Существует много техник
нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют
детям быстро достичь желаемого результата. Сегодня мы поговорим о некоторых из
них и сами попробуем создать что-то необычное. Рисование пальчиками. Самый
доступный способ развить у ребѐнка творческое начало - заинтересовать его
рисованием. В процессе творчества у него развивается воображение, образное
мышление и вкус. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что
влияет не только на умение ребѐнка использовать свои ручки, но и способствует
развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в
коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать
первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование
пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные
точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно
добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, ребѐнок учиться строить
"причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он
замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем
появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и
"развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью
пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие
бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить
совершенно новый цвет. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию
творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому,
что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления. «Портрет
моего ребёнка». Материалы: альбомные листы, краски гуашь, вода в ѐмкостях,
салфетки. Родителям предлагается нарисовать портрет своего ребѐнка, используя
нетрадиционную технику – рисование пальцами. По окончании работы оформляется
выставка рисунков родителей «Детки – конфетки».
Рисование
ладошками. Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые
тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно
делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие
поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно
поставить дату или возраст ребенка. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать
любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному
поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно
воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить
силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и
хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые
линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими
вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и
цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы. «Голубь».
Материалы: тонированные листы (голубым цветом), белая гуашь, кисть № 8, 3, вода
в ѐмкостях, салфетки. Родители наносят белую гуашь кистью № 8 на сомкнутую
ладонь и печатают крылья голубя, указательным пальцем хвост и шею с головой, а
глаза и клюв дорисовывают кистью № 3. По окончании работы оформляется выставка
рисунков родителей «Голубь – птица мира и добра».
Пластилинография. Пластилинография является
уникальным методом развития творческих способностей детей. Пластилинография –
это нетрадиционная техника создания и исполнения замысла в лепной картине, с
изображением выпуклых, полуобъѐмных объектов на горизонтальной поверхности. То
есть из пластилина, путѐм пластилинографии, можно рисовать картины. Но ребѐнку
надо будет помочь. Сделайте ему заранее заготовки. Нарисуйте или наклейте из
цветной бумаги: яблоню без яблок, новогоднюю елочку без елочных шаров, мухомор
без белых пятнышек, божью коровку без черных точечек и т.п. Ребенок должен
будет сам скатать шарики или колбаски из пластилина и дополнить ими вашу
заготовку. Можно сделать заготовки вместе с ребенком. Если вы планируете
использовать их многократно, то предварительно заламинируйте листы бумаги.
«Сердечки». Материалы: заламинированный картон, пластилин, резные пуговицы,
стеки, салфетки. Родители делают тонкие налепы пластилина на картоне, вырезают
стекой сердечки и украшают печатями из пуговиц. Законченные работы родители
даря своим детям. Ребенок должен развиваться разносторонне. Поэтому немаловажную
роль в воспитании играет творчество. В каждом ребѐнке надо развивать творческое
начало, благодаря которому он сможет наиболее успешно адаптироваться в социуме,
противостоять негативным обстоятельствам, находить социально позитивные выходы
из сложных ситуаций, стать творцом своего жизненного пути. Вот несколько
полезных советов, которые помогут вам без особых усилий развить творческие
способности у ваших детей: 1) Старайтесь не подавлять инициативу ребенка.
Остановить ребѐнка, когда он чем–то занят – это самый простой способ прервать
полет воображения. В этот момент следует задавать ребенку, находящемуся в
творческом процессе, интереные вопросы: «Что должно было из этого получиться?»,
«Что будет, если сделать подругому?». 2) Снабжайте ребѐнка необходимыми
материалами для творчества: красками, пластилином, безопасными ножницами,
цветной бумагой, клеем, карандашами, мелками и т. д. Лучше, если ребенок сам
нарисует и раскрасит выдуманную им картинку. 3) Старайтесь не корить ребѐнка за
неудачи. Неудачи так же неизбежны. Главное для него – это процесс, а не
результат. Не давите на ребенка слишком сильно, чтобы из занятий творчеством не
исчез элемент игры и увлекательности. 4) Участвуйте в творческой жизни ребѐнка.
5).Создайте творческую мастерскую дома и сделайте необычные работы вместе с
ребѐнком: Рисунки-невидимки Приготовьте белую бумагу и кисточку, налейте в
блюдце молока. Попросите малыша нарисовать что-нибудь, используя вместо красок
молоко. Когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как же теперь узнать, что
нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или
подержать ее над включенной настольной лампой. Теперь можно организовать обмен
секретными рисунками со всеми членами семьи. Получившему тайное послание всегда
интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги. Воскография Покройте лист
плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой.
Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь
дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным
концом, и пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате у него
получится картинка, очень похожая на гравюру. Трафарет Предложите малышу
придумать собственный герб. Когда эскиз будет готов, перенесите изображение на
тонкий картон и вырежьте. У вас получится трафарет на листе картона. Трафарет
должен быть не очень большим - примерно 10 х 10 см. Покажите ребенку, как
работать с ним. Можно обвести его контуры карандашом или фломастером, поместив
трафарет на бумаге, а также закрасить краской, используя тампон из поролона или
материи. Теперь ребенок может сделать сколько угодно одинаковых картинок.
Посоветуйте ему использовать трафарет для экслибрисов детских книжек. Картинка
в крапинку На листе белой или цветной бумаги расположите один или несколько
листьев клена, дуба, липы. Разведите краски нескольких цветов в разных
емкостях. Возьмите зубную щетку, окуните ее в краску и проведите пальцем по
щетине так, чтобы мелкие брызги полетели на бумагу. Это занятие, несомненно,
заинтересует малыша. Перед тем, как окунуть щетку в новый цвет, промойте ее
водой. Когда весь лист покроется крапинками, дайте краскам высохнуть и снимите
листья. Такая картинка вполне может украсить комнату. Дырокол вместо кисти
Оказывается, и с помощью дырокола можно сделать интересную картинку. Дайте
малышу дырокол и лист белой бумаги. Пусть он наделает в бумаге отверстий
произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно сделать
симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый
листок на цветную бумагу. С помощью цветных карандашей можно завершить
картинку. Пестрая мозаика Соберите побольше мелких предметов: монет, пуговиц,
фишек от домино и т.п. Приготовьте белую и цветную бумагу, лист картона,
ножницы и клей. Сначала малыш должен придумать, что хочет изобразить, и сделать
на картоне подходящий фон. Помогите ему в этом. Например, внизу наклейте белую
бумагу - снег, а сверху голубую - небо. Теперь можно приступить к композиции.
Вот бежит доминошная дорожка, а в небе светит солнце - медная монета с лучами
из желтого бисера. Идет человек, сделанный из пуговиц, и строится дом из
спичек. После первых опытов можно заполнять мозаикой всю картину, не оставляя
фона. Пусть малыш придумывает новые композиции и использует новые материалы.
Парафиновый карандаш Приготовьте парафиновую свечку, акварель, бумагу и
кисточку. Заточите свечку как карандаш. Пусть малыш нарисует парафиновым
карандашом на бумаге какуюнибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет
акварель. Дайте ребенку закрасить краской весь лист. Посоветуйте ему
использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил
первоначальный рисунок. Почему? Объясните малышу.
Картофельные
штампики Разрежьте картофелину пополам. На срезе вырежьте какую-нибудь
геометрическую фигуру - круг, квадрат, треугольник - или даже человечка. Может,
малыш придумает еще что-нибудь интересное. В неглубоких ванночках разведите
краски разных цветов. Приготовьте бумагу. А теперь покажите своему чаду, как
делать отпечатки на бумаге, окуная штампик в краску и прикладывая его к бумаге.
Пусть малыш даст волю фантазии. Может, у него получится орнамент, может,
бытовая сценка, а возможно, и картинка кубиста.