Консультация для родителей
СЕМЕЙНЫЕ ВЕЧЕРА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Музыкальный руководитель: Григорьева Елена Владимировна
Исследования политологов
показывают, что Россия переживает кризис общественного сознания. По мнению
академика Т.Заславской, «это самый глубокий кризис», который вырожается в
отчуждении человека от средств труда, политической власти, культуры, науки,
искусства, людей друг от друга, от самих себя и, что самое страшное, родителей
от детей, детей от родителей. Самые близкие и дорогие люди не слышат и не
понимают друг друга. Телевидение и компьютерные игры заменили детям тёплые отношения с родителями.
У детей не формируется способность сопереживать, сочувствовать. Скудость
интересов, духовная неразвитость влечёт за собой извращение чувств,
нравственную глухоту к радостям и горестям окружающих, неприятие высших
идеалов. А ведь именно родители, семья и являются первой, наиболее важной
ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь. Выдающийся музыкант и
педагог Г. Нейгауз сказал: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно
родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов
ребёнка. Отчуждение от культуры и искусства вылилось в массовое падение
вкусов. Тяга к суррогатам искусства порождает, в свою очередь, примитивное,
бездумное и безответственное отношение к жизни. Отсюда-серьёзные просчёты
в формировании жизненной позиции подростков.
Опираясь на опыт семейного
воспитания в XVI-XIX вв., когда семейными традициями были домашние музыкальные вечера.
Естественная и непринуждённая обстановка, совместное с родителями слушание
музыки, пение, постановка любительских спектаклей создавали благоприятные
возможности для приобщения ребёнка к музыке, к развитию творческого начала,
формирующие Личность.
Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Еще в древности медики полагали, что музыка способна вылечить. Многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу воздействия музыки на человека целебной. А воздействие музыки на ребёнка неоценимо. Она способна регулировать состояние души ребёнка, помогает восстановить нервную систему и преодолеть неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего – либо. Под музыку выстраивается ритмика организма – снижается утомление, улучшается самочувствие. Например, перевозбуждённый малыш благодаря спокойной мелодии может успокоиться.
В релаксационную классическую программу входят произведения:
* А. Вивальди: «Весна».
* А. Вивальди: «Зима».
* Э. Григ: «Утро».
*Д. Шостакович: «Романс из кинофильма «Овод».
* М. Глинка: «Романсы».
* С. Прокофьев: 1-я часть 1-я симфонии.
А, вот, произведения Моцарта – это, вообще,
универсальная музыка для всех, которая несёт мощный энергетический
заряд, заряжает мозг, пробуждает смекалку и креативность. Лучше всего это
выполняют симфонии и концерты для скрипок В. А. Моцарта.
Мы должны учить ребёнка слушать музыку,
слушать внимательно, не более 15-20 минут, и лучше, если это будут мелодии без
слов.
Слушайте классику вместе, развивая у ребёнка навык «вслушивания». Музыка способствует развитию воображения, фантазии,
положительных эмоций, способствует накоплению музыкального опыта.
В музыкальном опыте
зарождается и получает своё развитие музыкально – образное мышление. Ваш ребёнок научится
воспринимать музыкальное
звучание, как связную, выразительную последовательность звуков.
Влияние музыки на нравственные чувства начинается с тех
светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых музыкальных пьес.
Ранняя эмоциональная реакция позволяет приобщать детей
к музыке,
сделать её активным помощником эстетического воспитания.
Пусть в вашем доме звучит классическая музыка,
которая своими волшебными звуками может исцелять, развивать умственные и
интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние,
подарить радость.
Затем родителям предлагается ответить на ряд вопросов:
Анкета для родителей:
1. Есть ли у Вас
дома фонотека классической
музыки для детей?
2. Слушаете ли Вы
дома вместе с ребёнком классическую
музыку?
3. Делитесь ли Вы
со своим ребёнком впечатлениями о прослушанной музыке?
4. Рассказывает
ли ваш ребёнок о музыкальной деятельности
в детском саду?
5. Считаете ли Вы
своего ребёнка музыкальным?
Посеянные зёрна прорастут
добром, если не жалеть на общение со своими детьми сил и времени.
Духовное сближение родителей и детей на основе любви к музыке поможет остановить процесс отчуждения родителей и детей друг от друга.