Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. К трем годам количество произносимых ими слов возрастает до 250-300. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов, и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги ("клой" - открой, "сото" - высоко), а при стечении согласных один звук ("камейка" - скамейка, "тул" - стул), иногда вставляют лишние звуки в слово ("таньканчик" - стаканчик) и т.п.
Усвоение грамматики.
Но главное событие в развитии речи в этот период заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребенок использует в своих предложениях (зачастую из 3-4 слов), приобретают соответствующую грамматическую форму: "девочка села", "девочка сидит", "лопатку баба дела (сделала)".
С этого времени начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам. Так, к этому времени в своей речи он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами - "на волка похож", "под землю спрятался" и т.д.), формы глаголов, сложные предложения с союзами ("Во сне видела, что волк укусил мне руку", "Форточка открыта, чтобы проветрилось").
Все это не означает, однако, что в дальнейшем ни самому ребенку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, соверщенствуя владение языком. Ведь многие тонкости, трудностиисключения из правил ребенку еще предстоит усвоить. Кроме того, в общении со взрослыми и сверстниками ребенок усваивает разговорную форму речи. А поскольку в разговорной речи практически отсутствуют причастия и деепричастия ("прыгающий", "прыгая" и т.п.), нет их пока и в речи ребенка.
Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: "Пойди к бабушке и скажи ей: "Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку".
Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потму, что взрослый дает ребенку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретной ситуации. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, "речевого поведения".
Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.
Речевые задания с уже определенной формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: "Подойди к бабушке и попроси ее достать твою шапочку", "Попроси у бабушки свою шапочку".
Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребенок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился к другому ребенку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.
Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: "Где?", "Какой?", "Куда?" т.д., употребляя сложные предложения. Например ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): "Спроси у папы, куда он положил новую игрушку". Ребенок может задать вопрос различными способами: "Куда ты положил новую игрушку" или "Мама спрашивает, куда ты положил новую игрушку" или "Мама спрашивает, где новая игрушка" и т.д.
Важная роль таких речевых заданий и устных рассказов в развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Наглядность, непосредственное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, с происходящими вокруг событиями остаются прочной основой обогащения знаний и представлений детей.
Накопление словарного запаса.
Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т.е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются сами себе - руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы и т.д.
Предметная картинка кажется очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик... Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развивать речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И, если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно. Но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают синие, красные, зеленые. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, с ушами торчащими, настороженными, собаки лохматые и с гладкой шерстью. На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы. Собака на картинке или сидит, или лежит, или бежит, или лает. Поэтому, показывая ребенку такую картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос "Что делает?"
Советы логопеда
1. Развивайте слуховое внимание ребёнка на неречевом материале (отгадывайте, что звучит: погремушка, скрип двери, едет машина, капли дождя, ветер, гром и т.д.).
2. Обеспечьте знакомство с разными тактильными ощущениями (холодное, тёплое, колючее, гладкое, мягкое, твёрдое и т.д.).
3. Не принуждайте малыша повторять за вами слова, всегда хвалите и поощряйте его, давайте за него сами ответ, повторяя правильное слово.
4. Говорите разными голосами (Чей голос? Собаки или щенка? Коровы или телёнка?).
5. Расширяйте его пассивный словарь:
- учите понимать конструкции с предлогами (положи мячик В коробку, НА коробку, ЗА коробку, ПОД коробку);
- единственное-множественное число существительных, глаголов;
- различать слова с уменьшительным и увеличительным значением (дом-домик-домище);
- понимать значение цвета, вкуса, величины;
- понимать значения не только слов-предметов, но и слов-действий (идёт-ползёт-прыгает-катится);
- понимать и выполнять двуступенчатые инструкции (зайку возьми себе, а мишку дай мне).
6. Учить пользоваться символами (воздушный поцелуй, жест "пока", как мы шьем, как забиваем гвозди…)
7. Речь по слогам и под музыку с движениями.
8. Читать народные потешки, простые детские стихи нарочито по слогам, похлопывая в такт слогам по тельцу ребёнка, потрясывая его на коленях.
9. Массировать каждый пальчик ребёнка, начиная от кончика, сгибать отдельно от других, учить двигать, демонстрируя разные позы (есть много литературы пальчиковой гимнастики).
10. Учить по заданию менять позы кистей рук и пальчиков (2 позы) каждой рукой отдельно и вместе.
11. Учить раскладывать мелкие предметы по заданию(пуговицы по величине или по цвету в 2 разные коробочки).
12. Развивать мышцы губ, щёк, языка артикуляционной гимнастикой (забавные сказки можно найти в литературе).
13. Играть, надувая мыльные пузыри, задувая пламя свечи.
14. Самой маме пользоваться простыми словами, демонстрируя чёткую артикуляцию.