Хочу представить вам опыт работы
«Развитие творческих способностей дошкольников
в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству»
Цель
моей работы: развитие у детей изобразительных и
творческих способностей (на материале дымковской росписи)
В
соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
1.
Формировать у детей умение составлять узор из элементов дымковской росписи и
подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
2.
Учить узнавать и различать народные игрушки (дымковские, филимоновские,
городец), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы
узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.
3.
Учить использовать нетрадиционные изобразительные материалы и способы работы
с ними.
Развивающие:
1.
Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности.
2.
Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
3.
Развить у детей эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное.
Воспитывающие:
1.
Способствовать приобщению дошкольников к культурному наследию своей родины,
повышать художественную и творческую активность детей.
2.
Воспитывать у дошкольников интерес к русскому народному творчеству, уважение к
труду народных мастеров.
Новизна
опыта заключается в разработке и внедрении в
воспитательно-образовательный процесс непосредственно организованной
деятельности по декоративно-прикладному искусству с использованием
нетрадиционных техник рисования, развивающих у дошкольников творческие
способности.
Развитие
творческих способностей детей проявлялось в предварительном создании эскизов на бумаге;
в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании
предметов декоративного характера; в умении найти способ изображения и
оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Важную
роль изобразительной деятельности в воспитании детей отмечали исследователи
детского творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т
.Н. Доронова, А.А. Грибовская). Они отмечали, что ознакомление с произведениями
декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления
о народной культуре, приобщает к миру прекрасного, служит средством
гармоничного развития личности дошкольников.
Исходя
из этого, мой опыт работы построен на художественном образовании и
развитии творчества дошкольников, сочетающем опору на культурную традицию
и инновационную направленность.
На
первоначальном этапе работы я расширила
представления детей о дымковской игрушке(Приложение
1).Показала отличительные средства выразительности: элементы узора, их цвет,
типичные сочетания, композицию. В качестве эталонов прекрасного для детей
выступала дымковская игрушка. Учила видеть и понимать красоту в дымковских
образах.
На
втором этапе обучала детей декоративному рисованию, аппликации, лепке. Учила в изображениях передавать формы, плавность,
слитность линий, их тонкости, ритмичность расположения линий и пятен.
Вся
воспитательно-образовательная работа по приобщению к декоративно-прикладному
искусству осуществлялась в НОД, в играх, в труде, на праздниках, развлечениях(Приложение 12), а так же самостоятельной
деятельности детей.
Для
достижения поставленных целей и задач по данной теме, были определены
направления работы:
1.
Составлен перспективный план по ознакомлению дошкольников
с декоративно-прикладным искусством (Приложение
8 ).
2.
Разработала НОД по декоративному рисованию (Приложение 11).
3.
Составлен план работы с родителями(Приложение
14).
На
первом этапе по декоративно-прикладному искусству была создана предметно-развивающая
среда:
•
центр практической деятельности (столы, мольберт, зона для рисования,
плакат «деревня Дымково»), оборудование и материалы.
•
мини-музей «Народные промыслы» (Приложение
1),
•
центр творчества «Дымковское царство» (Приложение
2).
Работа
по ознакомлению детей с различными видами росписи мной проводилась в системе:
1.
Знакомство с предметами росписи (материалом, фактурой, орнаментом,
узором) с использованием компьютерных презентаций(Приложение 15).
2.
Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
3.
Оформление «Полочки красоты» (Приложение
1)
4. НОД
по ознакомлению с предметами декоративно-прикладного
искусства(Приложение 11).
5.
Организация «мини – музея» в группе (предметы народного
промысла). (Приложение 3)
6.
Дидактические игры по разным видам росписи: «Найди
пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».(Приложение 2)
7.
Самостоятельная деятельность детей
в центре творчества (использование трафаретов, шаблонов, нетрадиционных материалов).
Включение
родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного
художественно-эстетического развития детей.
С
этой целью были организованы индивидуальные консультации, информационные
стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей»,
выставки «Дымковская игрушка». (Приложение
14). Выводы:
Расширились
знания детей о народных промыслах;
Повысился
уровень их творческих способностей;
Дети
научились создавать разные узоры;
Сформировался
интерес к декоративно-прикладному искусству(Приложение
16).
Таким
образом, ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным
искусством в детском саду является интересной и многогранной темой, она
помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает
добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с
народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в
себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка.