НОД по художественно-эстетическому
развитию в младшей группе.
Цель: Создание аппликации по
мотивам дымковской росписи.
Задачи:
Продолжать расширять представления
детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
Закреплять знания о том, какими
материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
Формировать умение детей выделять
элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов,
полосок, волнистых линий.
Формировать умение правильно держать
кисточку, пользоваться клейстером, совершенствовать навыки наклеивания.
Активизировать употребление в речи
название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в
беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать интерес к народному
искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
Развивать мелкую моторику,
глазомер, чувство цвета и ритма.
Предварительная работа:
Знакомство с дымковской игрушкой,
рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование и
наклеивание их на готовых формах, заучивание стихотворений и загадок о
дымковских игрушках.
Материал и оборудование:
оформление выставки – образцы дымковской игрушки,
иллюстрациимузыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, костюм Дымковской барышни , карусель для
игры. Материалы для аппликации: клеёнки, салфетки, кисти для клея, клей, шаблон
дымковской барышни с деталями узора для
юбки.
Ход :
Воспитатель:( Педагог заходит с
детьми в музыкальный зал, украшенный под дымковскую ярмарку.)
- Здравствуй, утро прекрасное! Здравствуй,
солнце ясное! Здравствуйте, гости
дорогие! Дети, к нам сегодня приехали гости, поздоровайтесь с ними. Солнце
утром рано встало, за собой меня позвало! Что за чудо ворота, подходите все
сюда. ( Дети подходят к воротам расписанным под дымку, через которые проходит
золотая ленточка от центральных каруселей. ) Вот и лучик солнца золотой
приглашает нас пойти за собой. Дети смотрите как кругом красиво. Как вы думаете
куда мы попали? Это дымковская ярмарка. Солнце в центре встало всё яркими
красками засияло. ( воспитатель ставит шест с солнышком в центре зала над
каруселью народной с лентами). Солнца луч нам путь укажет, чудеса ярмарки
покажет. Полюбуемся ребятки на разноцветные ярмарки палатки. ( Дети с
воспитателем идут за лучиком-ленточкой по кругу и останавливаются возле
палаток-мольбертов с работами детей дымковской игрушкой.)Звучит музыка
«Ярмарка».
-Лучик мягко согревает,
Ручей змейкой убегает,
Дым идѐт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера в деревне длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берѐзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Расскажем с ребятами сейчас.
Воспитатель:
Мы дальше по ярмарке пойдём и ещё
чудеса дымковских мастеров найдём.
(Дети подходят за лучиком к столу с
волшебным сундучком. Педагог достаёт дымковские глиняные изделия, а ребята о
них рассказывают.)
-Сундучок
мы открываем,
Нашу сказку продолжаем.
Сундучок наш не простой,
Весь нарядный расписной.
Что же в нём?
А в нём игрушки –
Куклы, птицы да зверюшки!
1-й ребёнок
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, жёлторогий
Мчится глиняный олень.
2-й ребёнок
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
3-й ребёнок
Уточка – марфуточка
Бережком идёт,
Уточек – марфуточек
Купаться идёт.
4-й ребёнок
Балалаечник на рыбе,
На рыбе – неулыбе.
На нём шапка набекрень
Балалайка трень да брень.
Воспитатель:
Дети, вы слышите? Кто же к нам
идёт? ( Выходит барышня в дымковском костюме под русскую народную музыку.)
Барышня:
Ау-ау, ау-ау, где же вы подруженьки я вас зову? Здравствуйте, ребята а вы не видели
моих подружек барышень? Они наверно спрятались.
Воспитатель:
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Дети посмотрите это же дымковская
девица-красавица, барышня в кокошнике с румянцем на щеках, в сапожках ярких, да
в пышной длинной юбке в оборках. (
барышня грустит, потеряла узор с юбки. ) Что так тебя расстроило? Дети, а вы
заметили чего не хватает в наряде её.
Барышня наши дети помогут тебе. Ребята какие элементы узора использовали
мастера в украшении юбок барышни: полоски, колечки, круги и точки.
-Волшебный сундучок помоги, чудо
сотвори! Раз, два, три! ( Воспитатель достаёт из сундучка украшения для юбки
барышни. Дети прикрепляют элементы дымковского узора на липучки.) Дымковская барышня, ходит не спеша, а
полюбуйтесь как стала хороша!
Дети давайте теперь найдём подружек
нашей девицы красавицы, а вот они спрятались под платками.
Барышня:
Посмотрите, мастера не успели
украсить их платья к ярмарке? Дети, а что же делать? Вы поможете?
Воспитатель:
В Дымке множество прекрас,
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастера,
Много их и среди нас?
- Ребята, а какими цветами украшали
дымковские мастера свои игрушки?
Ну, а яркие цвета,
В дымке любят все друзья.
Красный, синий, голубой.
Жёлтый выбираем,
Зелёный не забываем.
Ритмично узор располагаем,
Элементы узора повторяем.
Круги, овалы и точки,
Получаются необычные строчки.
Символы природы обозначают,
Здоровья, счастья, добра желают.
Дети вспомним правила наклеивания.
Последовательность выполнения
аппликации: выкладываем детали на барышне, берём по одной детали, намазываем с
не цветной стороны клеем, кладём кисть на подставку и прижимаем салфеткой.
Самостоятельная работа детей с индивидуальной помощью.
А теперь волшебство(аппликацию) мы
начинаем,
Барышень украшаем.
Детали яркие, разноцветные берём.
Кисточкой с клеем проведём.
Узоры удивительно просты.
Круги и (кружочки) точки
изображены.
Круг в кольце (и листочки) и точки,
Вот зарумянились щёчки.
Ритмично узор располагаем,
Элементы узора (между полосами)
повторяем.
Барышня:
Какие замечательные барышни
получились у вас ребята, вы молодцы!
Воспитатель:
Дети а на ярмарке ещё принято
веселиться, давайте наших барышень прикрепим к карусели, вот они закружились.
Барышня:
А я вас тоже приглашаю на карусель,
берите в руку ленточку. (Звучит музыка «Карусели»)
Дети, вам понравилось у нас на
ярмарке? Я вас благодарю, и золотых
петушков дарю!
Воспитатель:
На
ярмарке разноцветной мы побывали
Много о Дымке рассказали,
Но пришла пора прощаться –
В нашу группу возвращаться.
Но мастеров из славной Вятки
Никогда нам не забыть.
Барышня:
До свидания!
Воспитатель:
- Спасибо, барышня! До свидания!
Дети нам пора с солнышком возвращаться в группу! (Дети уходят под русскую
народную музыку)