Мастер-класс
для родителей «Дивные росписи России».
В средней группе «Улыбка»
Приобщение детей к истокам народного
искусства. Гжельская и дымковская росписи»
Цель:
Знакомство родителей с гжельской и дымковской росписью.
Задачи:
·
Дать представления об особенностях росписей, развитии декоративного стиля.
· Познакомить с
историей возникновения этих промыслов.
· Способствовать
эстетическому восприятию произведений искусства.
· Каждой семье
расписать изделие гжельской или дымковской росписью.
Материалы
и оборудование: Деревянные заготовки для росписи, гуашь, кисти разных размеров,
стаканчики с водой, салфетки, подставки, альбомы с иллюстрациями «Сказочная
Гжель», «Рисуем Дымковскую роспись», проектор, экран, презентация «Сказочная Гжель
и Чудесная Дымка. История возникновения, основные элементы росписей».
Ход мастер-класса
1.
Вступительное слово. Культуру России невозможно представить без народного
искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные
вкусы, и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный
фольклор, декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании
воспитания. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину
задача, актуальная на все времена. Эта работа не может быть успешной без
глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с русской народной
музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания
о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как
понимает красоту, о чем мечтает. На основе знакомства с народным искусством
дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку,
получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения
декоративно-прикладного искусства, дети получают радость, удовольствие от
ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов,
проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает
стремление самим научиться создавать прекрасное.
2.
Викторина для родителей «Что вы знаете о народных промыслах» Воспитатель: А
сейчас мы хотим выяснить, как вы относитесь к теме предстоящего мастер-класса.
Для этого вы должны разделиться на две команды.
Вопросы для 1 команды:
· Считаете ли вы
тему предстоящего собрания интересной и актуальной и почему?
·
Какие виды народного искусства вы знаете? Вопросы для 2 команды:
·
Какой жанр русского народного творчества также способствуют формированию
эстетических и нравственных идеалов? (сказки, частушки, пословицы, поговорки).
·
Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
Назовите их. Родители отвечают на вопросы, называют и объясняют пословицы: «Что
посеешь, то и пожнешь» «Без трудов нет и плодов» «Хочешь есть калачи, не сиди
на печи» «Делу время- потехе час» «Красна птица опереньем, а человек
рукодельем» «Муравей невелик, а горы копает»
3.
Презентация «Сказочная Гжель и Чудесная Дымка. История возникновения, основные
элементы росписей» педагога Антоновой М.В. (приложение 1)
4.
Роспись изделий родителями совместно с детьми
Воспитатель:
Дорогие гости! Сидеть без дела не годиться, Ваше старанье нам пригодиться.
Закатайте рукава, Краски, кисточки, водаВсе для вас имеется, Пусть никто не
лениться. Открывается «Веселая мастерская». Родители выбирают изделия (барышни,
яйца, шкатулки, домики, яблоки, вазы и т.д.), вид росписи и начинают
расписывать. Воспитатель организует роспись изделий под «Гжель», а помощник
воспитателя организует «Дымковскую роспись». В завершении мастер-класса
родители и дети придумывают названия своим работам: «Русская красавица»,
«Волшебное яблочко», «Домик для ежика», «Дама с зонтиком», «Водоноска»,
«Чудо-ваза», «Пасхальное яйцо» и др.
5. Чаепитие «Русский чайный дом».
6. Награждение участников. Каждый ребенок
получил в подарок альбом для рисования