Консультация для
родителей
«Приобщение детей к
народным традициям»
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» К. Д. Ушинский
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна.Не
секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис
воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити,
которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить
преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно
относиться к своим древним корням, памяти предков.
Особенно
актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре,
познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать
патриотические чувства.
Давайте
постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.
«Традиция»
– слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т.е.
традиция – это то, что передается от одного поколения другому.
В
качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы
поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
Русские
народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского
народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт
организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать способность
управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в
соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
К
народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В
качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все
компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки,
праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей,
основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и
человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию,
религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей
и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа,
они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные
игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о
чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми,
быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой
выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была
естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим
великой воспитательной силой.
В
русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность
самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных
текстов.
Дети
любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
-
Заяц белый, куда бегал?
-
В лес зеленый.
-
Что там делал?
-
Лыки драл.
-
Куда клал?
-
Под колоду.
-
Кто украл?
-
Родион.
-
Выйди вон!
Таким
образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети
приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро
принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали
важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали
формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство и физическое совершенство.
Глубокая
народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях
русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой
одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские
люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчелы
гудят-
В
поле летят.
С
поля идут-
Медок
несут.
Так,
например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор
меда пчелами.
Слово,
соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную
роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические
пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна,
весна красная!
Приди
весна с радостью,
С
радостью, с радостью,
С
великою милостью:
Со
льном высоким,
С
корнем глубоким,
С
хлебами обильными!
С
первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные
песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.
Люли-люли-люленьки,
Где
вы, где вы гуленьки?
Прилетайте
на кровать,
Начинайте
ворковать
Люли-люли-люленьки,
Прилетели
гуленьки,
Сели
в изголовьице…
Спи-ка
на здоровьице!
Стали
гули ворковать
Стал
Ванюша засыпать.
А
сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в
народном творчестве.
Сказки
являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная
практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и
сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со
сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и
воспитания каждого ребенка.
Многие
народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над
злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное
значение.
Важная
особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко
показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие
черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется
забавностью сказок – тонким и веселым юмором.
Также
детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое
образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать
сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть
ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
Два
убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Не
ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Задачу
по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить
трудные словосочетания – выполняют скороговорки.
На
горе, на пригорке
Жили
тридцать три Егорки.
Из-за
леса, из-за гор
Едет
к ним еще Егор.
Ни
в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и
многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала
практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение
праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит
солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь –
людей насмешишь».
Пословицы
и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина
- мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».
Большая
часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде,
жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как
аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»
Песни,
танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.
Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.
Праздничный
день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле,
на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели,
плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники:
Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских
праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе
со всеми.
Ценность
народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было
материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа.
Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само
существование народа.