Консультация для
педагогов
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ
Музыкальный руководитель: Григорьева Е.В.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников – процесс сложный и длительный. Патриотические чувства
закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках
конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре
своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма
являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему
народу. Суть патриотического воспитания состоит в
том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре нашей страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство
любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием
любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство
дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его
появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют
на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными
средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие
музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные
переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же
отношение и к образам реальной природы.
Выразительность
музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать
теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре
программы по музыке много музыкальных произведений классиков, в которых
переданы образы хорошо знакомых детям животных, птиц, насекомых «Белка», «Пляска
птиц», «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, музыкальный цикл «Карнавал животных»
Сен-Санса, "Картинки с выставки. Прогулка." Мусоргского, альбом
«Детская музыка» С.С. Прокофьева «Шествие кузнечиков» и др. Дети с огромным
удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо
этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной
музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл "Времена года”, А.
Вивальди цикл "Времена года”, С. Прокофьев цикл "Детская музыка”, С. Прокофьев
симфоническая сказка "Петя и волк”, Э. Григ «Утро» из сюиты "Пер Гюнт” и
множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Каждый
временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчивается тематическим
праздником, развлечением: "Праздник Осени”, «Рождественские посиделки»,
«Весенние забавы»; или интегрированными занятиями: «В мире животных», «Птицы
наши друзья» и т.д.
Традиционными
становятся «встречи» детей с музыкой русских композиторов М. И. Глинки, П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и других не только на музыкальных
занятиях, но и вне их, например: в самостоятельной деятельности детей, когда
рисуют, лепят, засыпают в тихий час и прочее. Так же нас с концертами посещают
ученики Детской школы искусств музыкального отделения, устраивая для детей
вечера классической музыки. Они показывают дошкольникам пример, что музыку
можно не только слушать, выполнять различные музыкально-ритмические движения,
рисовать или лепить и т.д., но и самим учиться исполнять произведения на
музыкальных инструментах.
Дети
очень любят исполнять самостоятельно на детских музыкальных инструментах
ритмические фразы произведений классиков отечественной музыки, например: «Марш
деревянных солдатиков» Чайковского (барабаны), «Марш весёлых ребят» М. Дунаевского
(деревянные ложки, бубны), «Полька» Глинки (ксилофон, металлофон),
«Клоуны» Кабалевского (погремушки,
бубны), «Колыбельная» Гречанинова (дудочка) и т.д.
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами такими
как гусли, рожок, свистульки, дудочки, трещётки, балалайка, бубен, деревянные
ложки и т.д., вызывает у детей положительные чувства и
эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить небольшую музыкальную
фразу (например проигрыш в частушках), которую он только что услышал на одном
из инструментов, либо ритмично подыграть в детском оркестре какое-либо
классическое музыкальное произведение, например: «Камаринская» П. И. Чайковского,
«Белка» Н. А. Римского-Корсакова (тема русских народных песен «Камаринский
мужик», «Во саду ли в огороде»). Всё это формирует и укрепляет чувство любви к своей Родине,
Отчизне.
На занятиях активно можно использовать слайд-презентации,
слайд-шоу, фотографии, видеофильмы, например: «Времена года» Чайковского,
Вивальди, «Животные мира» Сен-Санса и другие, которые в сочетании с музыкальным
сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает
эмоционально-положительный отклик в их душах.
Давая слушать детям музыку,
необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение
небольшого отрезка времени, поэтому на слушание необходимо отбирать
небольшие произведения или яркие фрагменты.
В заключении, хочется вспомнить старую истину – «нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.