? Детский сад "Светлячок" п.ЛЮБОХНА - Консультация для педагогов: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
 
Четверг
19.12.2024
00:54
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Светлячок" п.Любохна
Главная Регистрация Вход
Консультация для педагогов: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Консультация для педагогов:

 «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры».

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». В.А. Сухомлинский

Актуальность темы: Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня – не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны. Академик Д.С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

 Цель: Совершенствовать знания детей о русской народной культуре.

Задачи:

1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию народных праздников.

 2. Познакомить детей с обрядами, обычаями гостеприимства русского народа.

 3. Совершенствовать знания детей о сезонных приметах.

 4. Формировать представления детей о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии посредством сказок, былин, песен, закличек.

5. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей. Прогнозируемый результат:

 Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Одной из годовых задач нашего дошкольного образовательного учреждения является воспитание у детей дошкольного возраста нравственнопатриотических чувств посредством приобщения к народной культуре и традициям народов Поволжья. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням. Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций - самый верный способ получить хороший результат для выполнения целевых ориентиров. Одним из принципов ФГОС ДО является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

 1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.

 2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.

Целью работы по данному направлению является воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам народной культуры. Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

 1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.

 2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.

 3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

 Направления: 1. Знакомство с национальным бытом; 2. Знакомство с русским народным творчеством; 3. Знакомство с русскими народными играми; 4. Знакомство с традициями; 5. Праздниками. Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту. Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность. Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах: • принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением; • принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников; • принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей; • принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик; • принцип исторической последовательности обобщающих факторов; • принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми; • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей. Формы работы по приобщению к истокам народной культуры: Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений. Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры. Знакомство с календарными народными праздниками. Тематические выставки детского творчества Проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий на дошкольном и муниципальном уровне. Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания). Приоритетными остаются методы и приемы: · Проблемно - поисковые вопросы; · Введение нового персонажа; · Разбор пословиц и поговорок; · Творческие задачи; · Объяснение происхождения слов; · Метод аналогии; · Работа с моделями и схемами. Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, еѐ особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа. Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с народным костюмом», «Знакомство с народной кухней», расширяя представления детей о народной культуре. Третье направление - дети знакомятся с особенностями народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх используем заклички, считалки, приговорки. Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то новое, познавательное. Знакомство с народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей. Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Народный уголок», «Дорогая наша Русь», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите народов России, Поволжья. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с народным костюмом, народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме. При работе по ознакомлению детей с народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др. Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании). Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Для них предлагаем провести: - анкетирование «Что вы знаете о народных традициях?»; - консультации «Моя Россия». «История одной вещи»; - мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»; - выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые» и т.д. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много (с рекомендуемой литературой Вы можете ознакомиться ниже). Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007. 2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005; 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989. 4. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004. 5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005. 6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004. 7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007. 8. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008. 9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005. 10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970. 11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007. 12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009. 13. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006. 14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007. 15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989. 16. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010. 17. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001. 18. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031