Консультация
для педагогов:
«Приобщение детей дошкольного возраста к
истокам народной культуры».
«Как
у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих
детей чувства безграничной любви к Родине». В.А. Сухомлинский
Актуальность
темы: Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,
особенно актуальная сегодня – не может быть решена без глубокого познания
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее
время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С
помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям
почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны.
Академик Д.С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к
родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет
необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с
малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Цель: Совершенствовать знания детей о русской
народной культуре.
Задачи:
1.
Приблизить детей к культуре наших предков через организацию народных
праздников.
2. Познакомить детей с обрядами, обычаями
гостеприимства русского народа.
3. Совершенствовать знания детей о сезонных
приметах.
4. Формировать представления детей о культуре
своего народа, ее богатстве и разнообразии посредством сказок, былин, песен,
закличек.
5.
Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.
Прогнозируемый результат:
Приобщение детей к национальной традиционной
культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место
в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие
способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Одной из годовых задач нашего
дошкольного образовательного учреждения является воспитание у детей дошкольного
возраста нравственнопатриотических чувств посредством приобщения к народной
культуре и традициям народов Поволжья. Патриотические чувства закладываются в
процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной
среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа.
Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле,
воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания
человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Воспитание
патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают
дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее
историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не
знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций
своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих
родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю,
наконец, к большой Родине. Говоря о воспитании моральных и нравственных
качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим
традициям нашего народа, его вековым корням. Можно сделать вывод, что внедрение
новых технологий на основе сложившихся традиций - самый верный способ получить
хороший результат для выполнения целевых ориентиров. Одним из принципов ФГОС ДО
является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных
представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках.
Основными
аспектами социокультурного развития дошкольника является:
1. Оптимизация социокультурного воспитательного
потенциала основной общеобразовательной программы.
2. Ценностно-смысловое и социокультурное
обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной
соцкультурной традиции.
Целью
работы по данному направлению является воспитание у дошкольников патриотических
чувств через приобщение детей к истокам народной культуры. Для реализации
поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей чувство любви, долга,
ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине,
родным местам, русскому народу.
2. Формировать умения восстанавливать связи
между прошлым, настоящим и будущим.
3. Развивать в ребенке способность к пониманию
культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.
Направления: 1. Знакомство с национальным
бытом; 2. Знакомство с русским народным творчеством; 3. Знакомство с русскими
народными играми; 4. Знакомство с традициями; 5. Праздниками. Задачи по каждому
из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач
прослеживается от возраста к возрасту. Решение поставленных задач
предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность,
экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к
традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах: •
принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый
материал должен быть с постепенным усложнением; • принцип доступности –
предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников; • принцип
научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам,
должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений
детей; • принцип наглядности и занимательности – образовательный материал
должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик; • принцип исторической
последовательности обобщающих факторов; • принцип комплексного и интегративного
подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного
процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с
детьми; • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей. Формы работы по
приобщению к истокам народной культуры: Чтение народных и авторских сказок,
литературных произведений. Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной
культуры. Знакомство с календарными народными праздниками. Тематические
выставки детского творчества Проведение праздников, развлечений, досугов,
открытых занятий на дошкольном и муниципальном уровне. Преподнесение материала
идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет
пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания). Приоритетными остаются
методы и приемы: · Проблемно - поисковые вопросы; ·
Введение нового персонажа; · Разбор пословиц и поговорок; ·
Творческие задачи; · Объяснение происхождения слов; ·
Метод аналогии; · Работа с моделями и схемами. Первое
направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети
начинают понимать сущность русской народной культуры, еѐ особенность,
самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы
национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется
организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают
большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают
любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые
пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть
национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они –
часть великого народа. Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться
с народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы
«Знакомство с народным костюмом», «Знакомство с народной кухней», расширяя
представления детей о народной культуре. Третье направление - дети знакомятся с
особенностями народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят
соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить
совместные движения. В народных играх используем заклички, считалки,
приговорки. Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в
простой для понимания этого материала форме преподносится что-то новое,
познавательное. Знакомство с народными праздниками проходит через следующие
мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки
Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др. В
течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют
полученные знания о различных областях народной культуры. Особое место в этот
период занимает практическая деятельность детей. Немаловажную роль при этом
играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини
музей «Народный уголок», «Дорогая наша Русь», где дети получают и пополняют
знания о самобытности, колорите народов России, Поволжья. Где накоплен богатый
материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с народным
костюмом, народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много
детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме. При
работе по ознакомлению детей с народным творчеством рекомендуем использовать
такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица -
недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др. Дети любят
слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет
добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук,
укладывание на сон, при одевании и раздевании). Конечно же, в этой работе
огромная поддержка необходима со стороны родителей. Для них предлагаем
провести: - анкетирование «Что вы знаете о народных традициях?»; - консультации
«Моя Россия». «История одной вещи»; - мастер – класс «Как сделать
книжку-малышку»; - выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки
золотые» и т.д. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много (с рекомендуемой литературой Вы можете ознакомиться ниже). Таким образом,
заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего
патриота, любящего свою Родину. Впереди много целей и есть над чем работать. Но
главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и
родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать
все это дальше!
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ.
Волгоград: Учитель, 2007. 2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры
с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей
дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005; 3. Воспитание нравственных чувств у
старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989. 4.
Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.:
Мозаика-синтез, 2004. 5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России.
М.: АРКТИ, 2005. 6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников
средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004. 7. Зеленова Н.Г.
Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007. 8. Знакомим
дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008. 9.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет.
М.: Сфера, 2005. 10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье.
М.: Педагогика, 1970. 11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у
детей. М.: Книголюб, 2007. 12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009. 13. Мулько И.Ф. Социально –
нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.:
Сфера, 2007. 15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.
Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989. 16. Неизведанное рядом / О.В.
Дыбина и др. М.: Сфера, 2010. 17. Приобщение дошкольников к истокам русской
народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001. 18.
Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на
основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.