КАРТОТЕКА методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи
Часть 1.
Задания можно давать как выборочно, учитывая те грамматические
категории, при усвоении которых у детей возникли проблемы, так и подряд. В
каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического
материала. Можно подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.
Большая часть упражнений
проводится в игровой форме.
Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для
игр-соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны
предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время
занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу,
машинку, кубики.
Выделенные слова родители обязательно должны четко произносить в качестве примера.
1
Учим
ребенка образовывать уменьшительные имена существительные. Поиграйте в игру с
мячом «Ласковые имена», научите ребенка образовывать имена по аналогии. Вы
бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит
уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч
вам.
Валя — Валечка Люда
— Людочка Витя
— Витенька
Таня Вова Петя
Рая Вера Костя
Соня Дима Катя
Аня Ира Маша
Даня Лара Вася
2
Продолжаем работу по обучению ребенка образованию
уменьшительных существительных с помощью суффиксов. Поиграйте с ребенком в
игру «Кто больше?» Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от
одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше
ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или
фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.
Наташа — Наташенька — Натуля
— Натуся — Наточка
Марина Арина Оля
Алена Лена Лиля
Саша — Сашенька — Сашуля — Сашечка — Сашок
Алеша Женя Слава
Рома Паша Валера
3
Продолжаем работу по обучению
ребенка образованию уменьшительных существительных. Предложите ребенку показать
на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы
«ласково».
голова — головка лоб
— лобик рука
— ручка
шея нос ресницы
спина рот
колено живот
грудь глаз
4
Продолжаем работу по обучению
ребенка образованию уменьшительных существительных, учим правильно называть
маленькие предметы. Проведите игру с мячом «Большой — маленький». Вы
называете большой предмет, а ребенок — маленький.
стол-столик диван-диванчик полка-полочка
дом
шкаф рамка
нож
стакан
юбка
мяч
карман
шапка
рот
кот
подушка-подушечка носок-носочек дым-дымок
кружка песок
дуб
ложка
листок
коготь
чашка платок
локоть
5
Учим
ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Проведите
игру с мячом «Один и много». Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч,
а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.
стакан-стаканы слива-сливы кольцо-кольца
огурец-огурцы кофта ведро
помидор
шуба
окно
стол
шапка
лицо
шкаф чашка
яйцо
мяч
ложка
полотенце
6
Учим
ребенка использовать имена существительные в родительном падеже. Проведите
игру с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч;
ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. — ...
У меня есть кубик. — ...
У меня есть мяч. — ...
У меня есть обруч. — ...
У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. — ...
У меня есть подушка. — ...
У меня есть коляска. — ...
У меня есть лента. — ...
У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — ...
У меня есть колесо. — ...
У меня есть полотенце. — ...
У меня есть полено. — ...
7
Упражняем
ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных.
Предложите ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.
На моей рубашке нет пуговицы.
У Кати нет новой... (кукла).
У стола нет... (ножка).
У цветка нет... (лепесток).
В лодке нет... (рыбак).
В корзине нет... (яблоко).
В буфете нет... (блюдце).
8
Обучаем ребенка образованию
формы дательного падежа имен существительных. Предложите закончить начатые вами
предложения. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение;
ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.
Поварешка нужна повару.
Кисть
нужна... (художник).
Гаечный
ключ нужен... (шофер).
Иголка
нужна... (швея).
Лопата
нужна... (садовник).
Указка
нужна... (учитель).
9
Продолжаем
обучать ребенка образованию формы винительного падежа имен существительных.
Предлагаем закончить предложения. Можно провести игру с мячом «Кого угостим?»
Ребенок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.
Травой угостим корову.
Морковкой угостим... (кролик).
Косточкой угостим... (собака).
Молоком угостим... (корова).
Пшеном угостим... (курица).
Овощами угостим... (свинья).
10
Упражняем ребенка в
образовании формы творительного падежа имен существительных. Предлагаем
ответить на вопросы.
Чем дворник подметает улицу? (метла)
Чем медсестра делает укол? (шприц)
Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)
Чем повар режет морковь? (нож)
Чем садовник рыхлит землю? (грабли)
Чем маляр красит стены? (кисть)
Чем
столяр строгает доски? (рубанок)