? Детский сад "Светлячок" п.ЛЮБОХНА - КАРТОТЕКА методических рекомендаций для родителей Часть 4.
 
Четверг
19.12.2024
00:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Светлячок" п.Любохна
Главная Регистрация Вход
КАРТОТЕКА методических рекомендаций для родителей Часть 4. »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

КАРТОТЕКА методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи 

Часть 4.

41

Формируем у ребенка умение образовывать возвратные гла­голы (глаголы с частицей -ся). Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

раздевать — раздеваться

умывать — умываться

причесывать — причесываться

мыть — мыться

застегивать — застегиваться

42

Упражняем ребенка в образовании формы будущего вре­мени глаголов по данному образцу:

пою — буду петь                                                                                                                                                                рисую — буду рисовать                                                                                                                                                     

играю — буду играть                                                                                                                                                         

бегаю — буду бегать                                                                                                                                                       

 ем — буду есть

43

Учим ребенка образовывать глаголы с разными пристав­ками. Предложите ему построить гараж из кубиков и поста­вить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п. Совершайте действия с машинкой, а ребенок пусть их комментирует, до­говаривая начатое вами предложение. Если ребенок затрудня­ется, дайте образец ответа и попросите повторить его.

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража...

Машина на мост ...

Машина по мосту...

Машина с моста...

Машина к дому...

Машина вокруг дома...

Машина через дорогу...

44

Закрепляем умение образовывать глаголы с различными приставками. Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением. Вы совершаете действия с птичкой или бабочкой и начинаете предложение; ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.

Бабочка с цветка слетает.

Бабочка от цветка...

Бабочка вокруг цветка...

Бабочка через вазу с цветами...

Бабочка от вазы...

Бабочка к вазе...

Бабочка на цветок...

45

Упражняем ребенка в образовании глаголов с противопо­ложным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:

надевать — снимать

наливать — ...

завязывать — ...

зашнуровывать — ...

насыпать      

складывать — ...                                                                                 

вносить — ...                                                                                                          

открывать — ...

46

Учим ребенка образовывать притяжательные прилагатель­ные. Предложите послушать высказывания и ответить на во­просы.

У папы есть сын. Чей это сын? {Папин.)                                                                                   

У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?                                                                                  

У мамы есть шуба. Чья это шуба?                                                                                                     

  У тети есть туфли. Чьи это туфли?                                                                                                  

   У Сережи есть пальто. Чье это пальто?                                                                                             

У бабушки есть очки. Чьи это очки?                                                                                             

  У дедушки есть кресло. Чье это кресло?                                                                                                                

У дяди есть машина. Чья это машина?

 

47

Учим ребенка образовывать наречия от прилагательных. Предложите закончить высказывания.

Конь скачет (быстрый) быстро.                                                                                                                           

Черепаха ползет (медленный)...                                                                                                                                

Собака лает (громкий)...                                                                                                                                   

Звонок звенит (звонкий)...                                                                                                                                                    

Ветер дует (сильный)...                                                                                                                                                   

Самолет улетел (далекий)...                                                                                                                                 

Воздушный змей поднялся (высокий)...

 

48

Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы:

Как зовут маму котенка? — Кошка.                                                                                                                     

Как зовут папу котенка? — Кот.                                                                                                                                   

Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята.

Как назвать усы кошки? — Кошачьи.                                                                                                                                       

Как назвать маленького кота? — Котишко.                                                                                                              

Как назвать большого кота? — Котище.                                                                                                                          

 Как называется комок из снега? — Снежок.                                                                                                                               

Как называют фигуру из снега? — Снеговик.                                                                                                       

Как называются хлопья снега? — Снежинки.                                                                                                           

Как называются первые весенние цветы? — Подснежники.                                                                                      

Как называют явление, когда выпадает много снега? — Снегопад.

Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? — Заснеженный.

49

Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов. Предло­жите подумать, как можно сказать по-другому:

бросать — кидать — швырять — метать

идти — плестись — тащиться — ползти

бежать — нестись — лететь — мчаться

тянуть — тащить — волочить

плакать — реветь — выть — рыдать

имя — прозвище — кличка — название

доктор — врач — лекарь

волшебник — колдун — чародей

буря — ураган — буран — шторм

холм — бугор — горка — курган — возвышенность

толстый — жирный — пухлый

трудный — тяжкий — тяжелый

главный — основной — первостепенный

маленький — малый — крошечный — крохотный — мел­кий — небольшой

интересный — забавный — занятный

 50

Обучаем ребенка образованию действительных причастий по образцу. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.

Человек, который поет, — поющий человек.                                                                                                              

Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг.                                                                                                 

Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка.                                                                                        

Мальчик, который улыбается, — улыбающийся мальчик.                                                                                                          

Девочка, которая плачет, — плачущая девочка.                                                                                                   

Мальчик, который бежит, — бегущий мальчик. 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031