Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.
Шар — красный, зеленый, Чашка красная, зеленая,
желтый. желтая.
Флажок... Кофта...
Кубик... Юла...
Мяч... Лопатка...
Шарф... Лента...
Яблоко — красное, зеленое, Рукавицы красные, зеленые,
желтое. желтые.
Ведро... Трусы...
Кольцо... Брюки...
Полотенце... Кубики...
Блюдце... Шары...
27
Обучаем ребенка образованию уменьшительных имен прилагательных по образцу:
легкий - легонький мягкий высокий широкий глубокий мелкий |
белый — беленький
старый
теплый
добрый
сладкий
узкий
28
Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прилагательными. Учим образовывать относительные прилагательные.
Стакан из стекла — стеклянный.
Стол из дерева — ...
Коробок из картона — картонный.
Сок из лимона — ...
Кофта из шерсти — шерстяная.
Дорожка изо льда — ...
Сапоги из резины --- резиновые.
Бусы из рябины -
29
Продолжаем работу над словарем ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:
длинная (дорога)
широкая
маленькое
большая
короткий
низкое
узкая
высокий
круглое
желтая
овальное
30
Продолжаем работу по обогащению словаря ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:
деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери...
кожаные...
пластмассовые...
металлические...
стеклянные...
шелковые...
шерстяные...
меховые...
31
Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением.
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст...
Суп горячий, а мороженое...
Река длинная, а ручей...
Книга толстая, а тетрадь...
Дорога широкая, а тропинка...
Орехи крупные, а семечки...
Папа молодой, а дедушка...
32
Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:
Небо синее, а море еще синее.
Тропинка длинная, а дорога еще...
Вечер темный, а ночь еще...
Я сильный, а папа еще...
Дуб высокий, а сосна еще выше.
Березка тонкая, а рябина еще...
Африка большая, а Америка еще...
Река глубокая, а море еще...
33
Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных по образцу:
хвост лисы — лисий хвост
нос лисы — ...
глаза лисы — ...
усы лисы — ...
лапа лисы — ...
ухо лисы — ...
лай собаки — собачий лай
след собаки — ...
шкура собаки — ...
лапа собаки — ...
глаза собаки — ...
чутье собаки — ...
пасть медведя — медвежья пасть
голова медведя — ...
нос медведя — ...
хвост медведя — ...
лапы медведя — ...
тело медведя — ...
рога коровы — коровьи рога
хвост коровы — ...
нос коровы вымя коровы — ...
глаза коровы — ...
34
Упражняем ребенка в образовании относительных прилагательных:
сок из вишни — вишневый сок
варенье из сливы — ...
повидло из айвы — ...
компот из апельсина — ...
котлеты из моркови — морковные котлеты
салат из свеклы — ...
икра из баклажана — ...
сок из огурца — ...
35
Обогащаем речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Проводим упражнение «Закончи предложения».
Человек, который никогда не обманывает, — честный человек.
Человек, который часто лжет, — ...человек, (лживый)
Человек, который стремится к достижению цели, — ... человек, (целеустремленный)
Человек, который умеет настоять на своем, добиться нужного результата, — ... человек, (настойчивый)
Человек, который отличается упорством,— ... человек, (упорный)
Человек, который любит трудиться, — ... человек, (трудолюбивый)
Человек, который не любит трудиться, — ... человек, (ленивый)
36
Упражняем ребенка в согласовании притяжательных местоимений с существительными. Предлагаем называть окружающие предметы, добавляя слова мой, моя, мое, мои.
Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки...
37
Обучаем ребенка изменению глаголов по числам. Предлагаем сказать по образцу:
Он сидит. — Они сидят.
Он лежит. — Они...
Он строит. — Они...
Она поет. — Они...
Она рисует. — Они...
Она играет. — Они...
38
Учим ребенка образовывать форму повелительного наклонения глаголов. Предлагаем сделать это по образцу. Можно провести упражнение в виде игры с мячом:
сидеть — сиди
ходить — ходи
бегать — бегай
спать — спи
петь — пой
пить — пей
бить — бей
лить — лей
рисовать — рисуй
читать — читай
танцевать — танцуй
стоять — стой
вырезать — вырезай
39
Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошедшем времени. Предложите сказать по образцу:
Он пел. — Она пела. — Они пели.
Он сидел. — Она.... — Они...
Он танцевал. — Она.... — Они...
Он рисовал. — Она.... — Они...
Он строил. — Она.... — Они...
40
Обучаем ребенка образованию отглагольных существительных. Предложите закончить высказывания.
Моя мама учит детей, она учительница.
Мой брат строит дома, он...
Моя тетя продает продукты, она...
Мой папа водит троллейбус, он...
Моя сестра убирает класс, она...