? Детский сад "Светлячок" п.ЛЮБОХНА - картотека м-д игр
 
Среда
18.12.2024
23:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Светлячок" п.Любохна
Главная Регистрация Вход
картотека м-д игр »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Картотека музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель: Григорьева Елена Владимировна

«Слушаем музыку»
Цель: Обогащение музыкальных впечатлений, закрепление знакомого песенного репертуара
Оборудование: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений
Ход игры: 
Дети рассаживаются полукругом, перед ними разложены картинки. Проигрывается какое-либо произведение. Вызванный ребенок должен найти подходящую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку

«Удивительный светофор»
Цель: Определение характера музыки.
Оборудование: большой светофор, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры: 
Педагог (показывает большой светофор)
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай,
А захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.

«Музыкальная палитра»
Цель: Развитие творчества при восприятии музыки.
Оборудование: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Ход игры:
 Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
 

«Волшебный веер»
Цель: Развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Оборудование: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Ход игры: 
Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.
Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»
Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.
Дети становятся в круг.
- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).
- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.
Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.
 
«Копилка»
Цель: Научить высказываться о музыке
Ход игры: 
Когда дети прослушали музыкальное произведение, педагог должен попросить детей сложить их ладошки «чашечкой», а потом обратиться к ним:
- Какая вместительная у каждого из вас копилка! А что мы в неё будем складывать?
Дети отвечают, предлагая различные варианты.
- Давайте складывать в ваши копилки красивые слова, которые правильно опишут прослушанную нами музыку.
Рассказывает детям правила и указывает на внимательность, которая должна присутствовать во время игры. Затем педагог объясняет детям:
«Если названное слово подходит нам для описания музыки, мы его «закроем» в наших «копилках» (педагог показывает детям, складывая свои руки «чашечкой», как нужно закрывать), если слово не подходит настроению музыки, разведите свои ладошки в стороны, чтобы это слово не попало в наши копилки». Педагог должен обратить внимание детей, на то, что каждое названное им правильное слово нужно повторить вслух. Заканчивается игра повторением правильных слов, которые попали в «копилки».

«Ассоциации»
На развитие музыкального слуха
Цель: развитие музыкального слуха, воображения
Ход игры:
Воспитатель ставит подобранные мелодии (3-4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений (на выбор: Э. Грин «Утро», П. Чайковкий «Буря» ч. 2, А. Вивальди «Осень», Моцарт «Вальс цветов», Бетховен «Лунная соната»).
Дети должны слушать музыку и передать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д. Время прослушивания 5-7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.

«Зарисовки»
На развитие музыкального слуха
Цель: развитие музыкального слуха, воображения
Ход игры:
Воспитатель ставит различные отрывки из музыкальных произведений (на выбор: П. Чайковский «Песня жаворонка», Бетховен «Сурок», Штраус увертюра «Маленькая мышь», Моцарт «Колыбельная»).
Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.
Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.

«Придумай нотам имена»
Знакомство с нотной грамотой
Цель: знакомство детей с нотами (их названиями)
Ход игры:
В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито.

«На чем играю»
Знакомство с музыкальными инструментами
Цель: Развитие тембрового слуха.
Игровой материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов (по 3-4 на ребёнка в отдельном конверте, ширма и детские музыкальные инструменты. Можно предложить звучание музыкальных инструментов в грамзаписи.
Ход игры: Детям раздают по 3-4 карточки в конверте. Педагог проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте за ширмой. Дети определяют звучание инструмента и поднимают соответствующую карточку.


«Какой инструмент лишний?»
Знакомство с музыкальными инструментами
Цель: Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.
Предварительная работа: Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, внешним видом, принадлежностью к разным видам оркестров: духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.
Игровой материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.
Ход игры:
Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек (4-5): 4 карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.

«Корзинка»
На развитие ладового чувства
Цель: развивать умение различать средства музыкальной выразительности.
Оборудование и материалы: корзинки по количеству определений, муляжи, отрывки из музыкальных произведений разного характера.
Ход игры:
Воспитатель включает на стереосистеме или играет на фортепиано отрывки из музыкальных произведений. Дети складывают в корзинки слова-определения (яблоки-медленно, вишни-быстро, грибы-плавно, персики-отрывисто и т. п., которые способствуют музыкальным отрывкам.

«Угадай по описанию»
На развитие ладового чувства
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах. Развитие активной речи. Пополнение словаря дошкольника.
Игровой материал: Детские музыкальные инструменты, знакомые дошкольникам, карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: За ширмой находятся музыкальные инструменты. Ребенок подходит к ширме, выбирает инструмент, и, не показывая детям, начинает его описывать. Если остальные дети затрудняются, тогда взрослый задает вопросы: «Что умеет делать инструмент?», «Как извлекаются звуки?», «на что похож звук инструмента».
Так же дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика.
Музыкально- дидактическая игра помогает разнообразить и усовершенствовать знания детей о музыкальных инструментах, что в дальнейшем позволяет проводить с ними индивидуальную работу, целью которой является обучение детей игре на простейших детских музыкальных инструментах. Для закрепления материала, дошкольникам раздаются картинки или раскраски с инструментами, которые были за ширмой.

«Угадай-ка»
На развитие ладового чувства
Цель: закреплять умение определять музыкальный лад-мажор или минор.
Оборудование и материалы: двухсторонние картинки-смайлики (весёлый-грустный); несколько небольших разнохарактерных музыкальных произведений.
Ход игры: Педагог исполняет или включает на стереосистеме музыкальное произведение, дети определяют лад и показывают соответствующий смайлик.

«Три цветка»
на определение характера музыки
Цель закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.
Игровой материал Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; весёлая, радостная, плясовая, задорная.
(Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д)
Ход игры 
1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Цветик-семицветик»
на развитие памяти и музыкального слуха
Цель развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.
Игровой материал Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях.
Например:
«Клоуны» Д.Б. Кабалевский.
«Болезнь куклы» П.И. Чайковский.
«Шествие гномов» Э. Григ.
«Дед Мороз» Р. Шуман и т.д.
Ход игры 
Дети сидят полукругом.
Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись.
Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.


Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031