Картотека игр по
ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством
1.
Дидактическая игра «Найди пару» (домино)
Цель
игры:
Учить
детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять
название элементов татарского орнамента.
Развивать
внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к
искусству татарского народа.
Правила
игры:
Домино
– увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта
пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.
Игра
рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6
карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди,
по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки
была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока
подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет
нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто
из игроков не может ходить, игра окончена.
2.
Дидактическая игра «Составь узор на салфетке»
Цель
игры:
Учить
детей составлять татарский национальный узор или орнамент на салфетке.
Развивать
умение составлять красивые композиции. Обогатить словарь детей, названиями татарского
национального орнамента. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные
координации.
Воспитывать
интерес к истории татарского народа и его традициям.
Правила
игры:
В
игре используются «салфетки» белого, желтого и красного цвета, элементы
татарского орнамента - тюльпаны, колокольчики, листики.
1
вариант. Каждый игрок берет по одной «салфетке» и выбирая элементы татарского
орнамента выкладывает на ней узор.
2
вариант. Игроку дается «салфетка» с уже выложенным на ней узором. Ему
необходимо выложить такой же узор на своей «салфетке».
3.
Дидактическая игра «Найди и назови»
Цель
игры:
Учить
детей находить и называть элементы татарского орнамента: тюльпан, колокольчик,
лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей, названиями татарского
национального орнамента.
Развивать
внимание, память.
Воспитывать
интерес к искусству татарского народа.
Правила
игры:
В
игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки.
Каждый игрок берет по 1-2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.
1вариант
Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент,
который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой
карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой
карточки.
2
вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский
элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей
большой карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.
3
вариант Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана
(колокольчика, листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую
часть большой карточки.
4.
Выложи узор из геометрических форм.
5.
Третий лишний.
6.
Докончи узор на коврике.
7.
Обведи элемент.
8.
Обведи и раскрась.
9.
Парные картинки.
10.
Собери целое.
Формы
мероприятий, направленных на ознакомление дошкольников с декоративно-
прикладным искусством татарского народа:
Сюжетно-ролевая
игра «Бабушкин сундук» - украшение национального костюма.
Татарская
народная игра «Тюбетейка».
Беседа
"Мы живём в городе Казань».
Лепка
«Чак-чак».
Рисование
«Колокольчик».
Изготовление
книжек – малышек «Народные напевы» (работа с родителями).
Консультация
для родителей «Обычаи и праздники татарского народа».
Аппликация
"Тюбетейка".
Аппликации
по мотивам народного орнамента "Фартук".
Рисование
"Ичиги"
Чтение
художественной литературы.
Знакомство
с татарским фольклором.
Драматизация
народных сказок.
Просмотр
татарских мультфильмов.
Итоговое
мероприятие: Выставка детского творчества.
Игра
«Выложи узор из геометрических форм»
Цель: учить
детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических
фигур.
Материал:
набор растительных и геометрических фигур, бумажная прямоугольная форма
(силуэты полотенца, дорожки, закладки).
Ход
игры. Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно
выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты
полотенца, дорожки, закладки).
Игра
«Докончи узор на коврике»
Цель: учить
при построении узора принимать во внимание пространственные элементы между
элементами, соблюдать симметрию и ритм; развивать творческие способности
(самостоятельное составление детьми узоров).
Материал:
1.
Цветные картонные карточки квадратной или прямоугольной формы, на которых
аппликационным способом изображена половина узора из растительных форм.
2.
Карточки для первого упражнения: свободные цветные карточки, разделенные
пунктирной линией пополам.
3.
Карточки для 2-го упражнения: цветные картонные карточки, разделенные пунктиром
на 4-е части, в одной из которых контурно изображена часть узора.
4.
Карточки для 3-го упражнения: «свободные» карточки.
5.
растительные элементы из цветного картона для составления узоров: цветки двух
размеров с разной формой лепестков, листья разного цвета и формы, разложенные в
низкие коробки с ячейками.
Ход
игры:
1.
Каждый играющий получает цветную карту с половиной узора и выкладывает правую
или левую часть узора из цветочных элементов, точно повторяя их расположение,
цвет и форму.
2.
Двое детей получают одну карточку без узора, разделенную пунктирной линией
пополам. Один ребенок придумывает узор и прикладывает его половину, второй в
точности повторяет этот узор на своей половине. Затем они меняются ролями.
Воспитатель оценивает выполнение задания. Отмечает симметричность узора,
красивое сочетание цветов.
3.
Каждый играющий получает карточку с контурным изображением части узора,
накладывает на него цветные элементы и повторяет узор в остальных частях
коврика.
4.
Каждый ребенок получает свободную карточку квадратной или прямоугольной формы
(по выбору) и сам придумывает узор из растительных форм, в котором ритмично и
симметрично располагает его части. Дети рассматривают узоры друг у друга,
воспитатель отмечает их разнообразие.
Игра
«Обведи элемент»
Цель:[/b] учить
детей элементам татарского орнамента, технике его исполнения.
Материал:
листы бумаги с нарисованными на них элементами татарского орнамента, кисть.
Ход
игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей
правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу
бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку.