Эссе на тему:
«Значение игры в жизни дошкольника. Классификация
игр»
Воспитатель высшей
категории: Гудова Татьяна Викторовна.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества». Именно в этих словах В. А. Сухомлинского, как нельзя кстати,
описывают все значение игры в жизни дошкольников. Игра имеет огромную роль в
современном воспитательном процессе, так как представляет собой особую деятельность, которая
расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В
настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста.
Игра занимает в жизни дошкольника
особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что
именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для
развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка. В теории
игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения
мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее
психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт. К.Д.
Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю
сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и
усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой,
игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и
игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.
Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется
учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке
детей к обучению. Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской
личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка.
Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством
контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской
непосредственности, положительных чувств и поступков.
Существуют различные
подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками,
выступающими за их основу.Первая классификация была предложена Ф.
Фребелем: по пед.
назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.Далее
свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и
разделил игры на экспериментальные,
специальные.Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил
возрастную периодизацию.
В современной педагогической теории игра рассматривается
как ведущий вид деятельности дошкольника. Ведущее положение игры определяется
не количеством времени, посвященному игре, а тем, что: она удовлетворяет его
основные потребности; в игре зарождаются и развиваются другие виды
деятельности; игра способствует психическому развитию ребенка.
В
дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:
1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские
игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные
игры, народные игры.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве
воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры
называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют
те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых
образах, игровых действиях.
Таким образом, через игру
закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается
уважение к труду. Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры,
сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям
разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают
деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них
представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать
по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их
воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах
влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они
руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою,
изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры
определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в
игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает
к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений
самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших
педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой —
создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство
детей. Следовательно,
игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности
формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к
предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для
подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь
полной и счастливой.