Экскурсия в ДШИ
История возникновения музыкальных инструментов
Музыкальный руководитель: Григорьева Елена Владимировна
ЦЕЛЬ.
Знакомство дошкольников с историей создания и возникновения музыкальных инструментов.
«Труба»
Первой начала свой рассказ … (слушание «Полет шмеля») Правильно, Труба.
– Что вы представили себе, кого увидели? Может кто-то нарисует?
Эта музыка из сказки «О царе Салтане», называется «Полет шмеля».
Когда царевич Гвидон после всех мытарств оказался со своей матушкой на необитаемом острове, одолела его тоска по родному батюшке-царю и сжалилась над ним прекрасная Царевна-Лебедь, обрызгала его с ног до головы морской водой, превратила в шмеля и велела лететь вслед за кораблем. Полетел счастливый Царевич-Шмель, а Царевна-Лебедь поет ему вслед:
«Ты теперь, мой Шмель, гуляй
Судно в море догоняй
Потихоньку опускайся
В щель подальше забивайся
Будь здоров, Гвидон, лети…»
– Сколько мы слышим в музыке радости, устремленности, движения. Равнодушно слушать просто невозможно. А играет эту музыку трубы. На следующем занятии мы послушаем, как эту музыку играют виолончели.
«Скрипка»
– А дальше повела разговор … (слушание фрагмента из музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк») – Скрипка. Как звучит эта музыка? (Весело, светло). Что можно представить? (Утро, солнышко). А кто узнал, из какой сказки эта музыка? Кто же в этой сказке играют роли? (Артисты оркестра).Так кого же изображают скрипки? (Петю – веселого, храброго мальчика, которому хорошо и радостно гулять утром). Что вы слышите в веселой мелодии скрипок? Как идет Петя? (Весело, быстро, подпрыгивает, как- будто что-то напевая).
«Флейта»
– Вот он вышел за калитку и познакомился с кем? (С птичкой). Какой это инструмент? (Флейта). Какого героя она играет? (Легкую, воздушную, быструю птичку, которая порхает и щебечет: «Все спокойно»).
Но флейта может звучать и вот так, послушайте. (Слушание «Сиринкс» музыка К. Дебюсси). Как звучит музыка? (Печально, задумчиво). Кто же придумал этот замечательный инструмент – флейта?
В далекие времена жил странный человек: лицо человеческое, а на лбу рожки, руки тоже как у людей, а ноги козлиные, с копытами. Был он очень не красивым, даже мать от него отказалась. Жил он в лесу, его называли Богом лесов. Как то раз встретил Пан в лесу девушку Сирингу, которая вышла на охоту, но увидев чудовище, бросила она лук и стрелы и помчалась прочь. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг, дорогу ей преградила река. Стала умолять она реку укрыть ее от чудища и река сжалилась, превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и стал целовать срезы, его дыхание проникло в отверстие стебля и Сиринга зазвучала.
Печальные звуки Сиринги – свирели с тех пор раздавались в селах и городах. Это Пан оплакивал свою несчастную судьбу.
(Дети слушают К. Дебюсси «Сиринкс»).
– Как же называется этот инструмент, который сделал Пан? (Флейта)
«Балалайка»
– Кто же продолжил свой рассказ?
(Слушание: «Из-под дуба» квартет им. Осипова).
Ну конечно, – русская балалайка, которую знают во всем мире. Но раньше балалайку никто и за инструмент не считал.
«Да, – сказала Балалайка – сейчас меня все знают, а сто лет назад звучала я плохо, все считали меня шутовским, скоморошим инструментом и дразнили – балаболка, балуешься только. Но нашелся человек хороший, скрипичный мастер Иванов, который сделал меня из лучшего дерева и превратил из Золушки в принцессу». Мои ладошки – ваши ложки.
(Дети по очереди выполняют ритмический рисунок музыки, другие выкладывают ритмический рисунок на мольберте).
«Титти»
– И так каждый инструмент рассказывал девочке свою историю. Затем инструменты решили сыграть все вместе и девочке предложили стать дирижером.
– Но чтобы стать дирижером нужно знать как звучит каждый инструмент в оркестре. (Сначала дети слушают и определяют духовые: флейты, дудочки; смычковые: скрипка; ударные: барабан, затем играют элементарными движениями по сигналу учителя-дирижёра в детском оркестре «ТИТТИ», на простых детских музыкальный инструментах: бубны, треугольники, колокольчики и т.д..
– Как вы думаете, освободила девочка музыкальные инструменты? Да, конечно, музыку невозможно спрятать, закрыть, запереть, она обязательно вырвется на свободу.
– Давайте договоримся, что мы еще раз вернемся в этот чудесный увлекательный мир звуков, чтобы продолжить знакомство с музыкой и музыкальными инструментами.
– Вы наверно поняли, что музыка живет повсюду: в концертных залах, театрах, в музыкальных инструментах и в нотах, в картинах художников, книгах, в голосах природы, в телевизоре. Но самое главное место, где живет музыка – музыка живет в человеке, в нас с вами.