? Детский сад "Светлячок" п.ЛЮБОХНА - Беседа о музыке Камиля Сен-Санса Карнавал животных
 
Среда
18.12.2024
23:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад "Светлячок" п.Любохна
Главная Регистрация Вход
Беседа о музыке Камиля Сен-Санса Карнавал животных »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Беседа о музыке Камиля Сен-Санса с детьми cтapшeгo дошкольного возраста

«Карнавал животных»

Музыкальный руководитель: Григорьева Елена Владимировна

 

Цель:

развитие речи дошкольников, умение анализировать произведения музыки.

 

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к музыке, желание ее слушать.

2. Развивать умение слышать и понимать изобразительность музыки, творческое воображение, умение самостоятельно находить выразительные позы и движения для передачи игровых образов персонажей.

3. Активизировать словарный запас детей.

 

Деятельность:

·        двигательная - игровые ситуации, упражнения;

·        игровая – игры с речевым сопровождением;

·        художественно-речевая – самостоятельная художественно-речевая деятельность,

·        вопросы и ответы, музыкальная гостиная;

·        коммуникативная – беседа, отгадывание загадок, театрализованные игры, этюды.

 

Оборудование:  Маски животных. Иллюстрации: «Карнавал сказок», «Львы», «Курицы и петухи», «Слон», «Аквариум», «Кукушка в чаще леса», «Лебедь», «Карнавал животных». Или мультимедийная презентация со слайдами иллюстраций. Музыкальный центр.


Ход.

Сейчас нам предстоит увлекательное путешествие. Как вы думаете куда? Попробуйте отгадать.

Я на этот шумный бал

С собой костюм отменный взял.

Никто не смог меня узнать,

А как же бал такой назвать? (Ответы детей).

 

Слайд №1

Карнавал - это такой праздник, на котором все обязательно должны как-то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы при этом тебя не узнали. На праздниках в детском саду вы любите наряжаться разными лесными зверюшками - белочками, зайчиками, мишками. А кто-то превращается в героя сказки или мультфильма. И тогда мы можем встретиться с Белоснежкой и гномами, Емелей и Несмеяной, Буратино и Мальвиной.

Карнавал, на который мы вас приглашаем, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных: зверей, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей и участников мы не только увидим, а услышим, потому что о них нам расскажет музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.

Слайд №2    

        Любой торжественный праздник обычно открывают самые знатные и почетные гости. Кто же откроет наш карнавал?

Прослушивание пьесы «Королевский марш Львов».

Слайд №3

Загадка (загадывает ребенок)

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост ­– с кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи. Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он - царь зверей в жаркой Африке своей!

(Здесь и далее стихи А. Соболевой)

 

Конечно же, это царь зверей - Лев.

Дается характеристика персонажа.

Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш льва». Ее в один голос (или, как говорят музыканты, «в унисон»), но очень мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и даже устрашающе, в ней проскальзывает улыбка, улавливается легкий комический оттенок. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая, но в то же время в ней ощущается мягкая и упругая кошачья походка. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, грозно рычит.

 

      За главным распорядителем - Львом следуют гости карнавала. Кто пришел первым, попробуйте отгадать сами.

Прослушивание пьесы «Куры и Петух». Ответы-предположения детей.

Слайд №4

Загадка (загадывает ребенок)

Ах, какой же он горластый!

По утрам кричит всем: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,

На головке гребешок. Кто же это? (Петушок.)

Ну, а Петины подружки ­

И хохлатки, и пеструшки ­

Шумно крыльями махали, громко клювами стучали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, нам зерно клевать легко. (Курицы.)

 

Итак, первыми пришли три курицы и Петух. Их голоса невозможно спутать ни с чьими другими. Куриное кудахтанье - это быстрые, суетливые повторения на одном звуке, заканчиваются резким скачком вверх. Куры перебивают друг друга, стараются перекричать одна другую. Неожиданно куры замолкают, их бестолковая суматоха внезапно прерывается... Это запел Петух. Он красуется перед курами и очень старается произвести на них впечатление. Горделиво пропевает каждую ноту своего соло, демонстрируя свое мастерство. И вдруг в тот самый момент, когда куры уже начали вос­торженно кудахтать и благодарить своего любимца за пение, голос Петуха срывается и он фальшивит, то есть берет неправильный звук, или, как говорят, «пускает петуха». Его поклонницы-куры в смятении.

     

      На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться в другой образ.

Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это? Подумайте и ответьте, что же это за животное?

Прослушивание пьесы «Слон». Ответы детей.

Загадка (загадывает ребенок)

Белеют бивни, словно снег, животного сильнее нет.

Огромный, серый, с добрым нравом,

Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой,

Поднять он может нас с тобой.

Он весит очень много тонн.

Друзья, конечно, это... (Слон).

 

Слайд №5

Представьте, Слон решил стать балериной и, надев легкую юбочку и поднявшись на задние ноги, тяжеловесно закружился в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент - контрабас. Поэтому звучит он так, будто передает слона. В результате получается не танец, а смешная пародия на него.

 

    Затем Сен-Санс предлагает нам переместиться в необычный мир.

Целый день снуют, толкутся эти крошки за стеклом:

То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло,

Вот одна, других резвее, бьется боком о стекло.

Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой,

Чешyинки так и блещут у красавицы такой.

 

Ответы детей.

Слайд №6

Это, конечно, подводное царство. Пьеса носит название «Аквариум». С первых же звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных, «водяных» красок. Такое «струящееся», поистине волшебное звучание во многом со­здают высокие звенящие тембры необычных инструментов - это старинные челеста и фис­гармония, флейта, скрипки и фортепьяно.

Прослушивание пьесы «Аквариум».

Слушая музыку, мы словно видим чудесную картину сверкающих разноцветных бликов на воде, отражение в ней солнечного света. Мелодия плавно скользит по звукам. И каждый из них oкyтан прозрачным облачком пассажей и удвоен легким эхом. Музыка искрится и переливается всеми цветами радуги.

Давайте немного поиграем, и отдохнѐм. Соорудим свой огромный аквариум.

Дети изображают аквариум (1 половина детей) - выстраиваются в круг. В центре плавают изящные рыбки (2 половина детей). Импровизируют, как будто купаются в солнечных лучах. Затем меняются местами. Звучит пьеса «Аквариум».

 

    Еще один забавный гость карнавала животных. О ком загадка эта?

Загадка (загадывает ребенок)

Коричневого цвета,

На двух ногах не тужит,

Ей хвост опорой служит.

Скачками побежит от льва.

Еда - листочки и трава.

На животе в кармане прижались дети к маме.

В теплой сумке детвору носит только... (кенгуру.)

 

Ответы детей. Прослушивание пьесы «Кенгуру».

Слайд №7

Вы помните, что кенгуру не умеет ходить и бегать, а может только прыгать, отталкиваясь от земли крепкими и длинными задними ногами. Поэтому и музыка, характеризующая это животное, тоже «прыгающая». Отрывистые легкие аккорды фортепьяно, как будто отскакивают от клавиш.

 

     А сейчас мы переносимся в заросли глухого леса, где изредка подает свой голос птица.

На дереве высоком сижу я на суку,

И слышно издалека мое «ку-ку, ку-ку».

Белые полоски на груди.

Ты меня послушать приходи!

Всем одно и то же я твержу,

Время беззаботно провожу. (Кукушка.)

 

Ответы детей.

Слайд №8

Пьеса называется «Кукушка в чаще леса». Тихие, строгие и сдержанные аккорды мерно чередуются друг за другом, напоминая осторожные шаги путника, пробирающегося в глухом лесу среди старых замшелых вековых деревьев. Мы словно ощущаем сумрак и прохладу темного, дремучего и угрюмого леса. Голос кукушки неизменно повторяет два звука. Кларнет, который их имитирует, звучит приглушенно, таинственно, словно доносится издалека. В такой мрачной ча­ще немного страшновато.

Прослушивание пьесы «Кукушка в чаще леса».

 

     А теперь мы приближаемся к озеру. Следующая пьеса – одно из лучших и самых известных сочинений композитора. Оно посвящено еще одной птице.

Прослушивание фрагмента пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.

Загадка

Горделивый, белокрылый, он белее белых лилий.

Скользит бесшумно над водой.

Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда все на берегу пруда. (Лебедь.)

 

Ответы детей.

Слайд №9

Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Сен-Сансу удалось великолепно выразить ее характер - величественный, гордый и благородный, и вместе с тем он сумел передать и ее мягкое скольжение по гладкой поверхности воды. Теплый, «бархатный» тембр виолончели, исполняющий гибкую, певучую мелодию, выразительно звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепьяно, подражающего легкому плеску воды.

Предлагаю мальчикам превратиться в водоросли и камыши, а девочкам – в прекрасных лебедей. Двигательная импровизация

 

     До сих пор участники карнавала представали перед нами по отдельности, мы знакомились с ними. Наконец, они собрались все вместе в «Финале» - так называется последняя пьеса «Карнавала животных».

Карнавальное представление завершается веселым танцем. Предлагаем вам надеть шапочки с изображением героев нашего карнавала, но взять первую попавшуюся, чтобы был для вас сюрприз.

Вновь, но уже в последний раз, перед нами мелькают, как карнавальные маски, образы знакомых животных, напоминая о себе. Нас захватывает всеобщее веселье, праздничная, ликующая, солнечная атмосфера.

Прослушивание Финала «Карнавала животных».

Под песню «Зоосад» Е.Попляновой дети выполняют танцевальную импровизацию.

Такой эффектной радостной феерией заканчивается эта удивительная, изобретательная, полная добродушной улыбки «зоологическая фантазия» Сен-Санса.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031